Экономика: Россия делает последний шаг к полной независимости от Boing и Airbus

ВЗГЛЯД 3 дней назад 24
Preview
Первые полеты полностью импортозамещенных МС-21 и SJ-100 c отечественными двигателями должны состояться в 2025 году, заявили в Минпромторге. Тем самым Россия покажет Западу, что не только может самостоятельно строить самолеты, но и делать их на 100% из собственных деталей независимо от западных двигателей и комплектующих.

«ПД-14 у нас уже готов, сертифицирован, и здесь мы находимся в графиках. В начале следующего года у нас, собственно, уже начнутся сертификационные полеты на нашем полностью отечественном ПД-14, и в конце марта – в начале апреля начнутся полеты уже в полностью импортозамещенном облике МС-21», - сказал министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов в интервью телеканалу «Россия 24».

МС-21 уже летает, в том числе с двигателем ПД-14, и еще в 2022 году должны были начаться его поставки авиакомпаниям. Однако введенные против России западные санкции помешали реализации этих планов. Задержка связана как раз с тем, что Россия импортозамещает полностью весь самолет, в том числе композитные материалы и т.д. И, конечно, новый самолет без западных комплектующих требует прохождения сертификационных испытаний в небе. После получения этого документы, авиакомпании сразу начнут получать этот самолет в эксплуатацию.

«По мере того как появляется новая импортозамещенная система, которая устанавливается на самолет, самолет летает для ее испытаний они. А полностью на 100% импортозамещенной самолет обещают испытать в следующем году, когда все компоненты уже будут отечественные. Это будет завершающий этап сертификационных летных испытаний», - говорит глава «Авиа.ру« Роман Гусаров.

Глава Минпромторга также подтвердил планы по началу сертификационных полетов ближнемагистрального SJ-100 с отечественным двигателем ПД-8 в следующем году. В отличие от МС-21, для которого изначально разрабатывался отечественных двигатель ПД-14, его меньший брат ПД-8 только разрабатывается.

«Было много разных сложных историй с отдельными узлами, они все решены на данный момент времени, и мы очень надеемся, что в ближайшее время, буквально в следующем месяце, мы выйдем уже на летающую лабораторию и перестанем испытывать это все на земле, а уже перейдем к испытаниям в воздухе. И, конечно, дальше, в следующем году, наша задача – это испытания уже на Superjet, на самой машине», - рассказал Алиханов.

В планах у России стоит также разработка серии двигателей большой тяги ПД-35, которые после 2030 года предполагается использовать на планируемом к созданию российском широкофюзеляжном самолете. «Здесь самое главное – это материалы. Уже несколько НИРов (научно-исследовательских работ) завершено. Это длинная работа, мы ее, несомненно, будем продолжать. Средства на это частично уже заложены в проекте бюджета», - отметил Алиханов.

Что касается МС-21, то их уже было произведено 10 штук. «То есть серийное производство уже запущено, но эти самолеты не передаются авиакомпаниям, поскольку еще не все агрегаты сертифицированы. Самолеты стоят на складе в ожидании завершение сертификационных испытаний. Как только документ будет получен, эти самолеты сразу будут переданы авиакомпаниям. То есть можно рассчитывать, что в 2025 году авиакомпании получат как минимум 10 самолетов. Плюс еще столько же может быть собрано в течение года», - говорит Роман Гусаров.

Производственные мощности готова выпускать 36 самолетов в год, но чтобы выйти на такие объемы потребуется года три, считает эксперт.

«Если спрос на эти самолеты вырастет, то выпуск в Иркутске можно увеличить и до 72 самолета в год, для этого потребуется еще несколько лет. Главное, чтобы был спрос, потому что пока иномарки летают, мы будем на них летать, а они, по моим подсчетам, будут летать еще лет 10-15», - говорит Гусаров. Но постепенно иномарки будут заменены на отечественные самолеты.

Ситуация с SJ-100 сложнее по двум причинам. Во-первых, МС-21 имеет сертифицированный двигатель ПД-14, тогда как двигатель для SJ-100 только находится в разработке. Во-вторых, на Superjet нужно было импортозамещать большее количество компонентов, чем на МС-21.

«Суперджет практически полностью состоял из импортных комплектующих, кроме самого железа и теплообменников. По МС-21 изначально закладывалось 50% отечественных компонентов. Поэтому объем работ по SJ-100 значительно больше», - говорит Гусаров.

SSJ-100 создавался давно, и был первым самолетом, который Россия создала со времен советского союза. Тогда задача была вообще сделать это, и международная кооперация в авиапроме была всегда. МС-21 создавался уже на опыте, и для него сразу начали делать и отечественный двигатель, и отечественные комплектующие.

Впрочем, с двигателем ПД-8 для SJ-100 проблем не должно возникнуть, так как, по сути, речь идет о создании уменьшенной копии двигателям ПД-14.

Что касается двигателя ПД-35 для широкофюзеляжных самолетов (самых больших), то это более длительная по срокам задача, как и создание собственного широкофюзеляжного самолета.

«ПД-35 - это очень сложный двигатель диаметром более трех метров. Нужно время, чтобы создать большое количество новых технологий, которых в стране пока нет. Но проблема отсутствие собственного широкофюзеляжного самолета не столь критична.

Если узкофюзеляжных самолетов нужно 500 штук, то широкофюзеляжных только 100. Кроме того, на дальние расстояния можно летать и на узкофюзеляжных самолетах, например, на Дальний Восток, только с одной промежуточной посадкой. Поэтому даже если будет какой-то дефицит широкофюзеляжных самолетов, то мы все равно не останемся без возможности лететь на дальние расстояния», - считает Гусаров.

Иметь собственную линейку самолетов с отечественными двигателями и полностью импортозамещенными компонентами крайне важно для России.

«В мире два главных производителя - это американский Boeing и европейский Airbus, и нигде больше мы самолtты взять не можем. Ни одна другая страна такие самолеты не производят. Только в Китае. Но если взять китайский аналог МС-21, то он полностью собран из западных комплектующих, и там стоит западные двигатели. Китай очень уязвим. Если американцы введут такие же санкции в отношении Китая, как против нас, то у них встанут все самолеты: и иностранные и китайские. И преодолеть технологически это они не смогут. И в первую очередь потому, что у них нет собственных двигателей А у нас - есть. Важно не только создавать самолеты самим, но и быть независимыми», - заключает собеседник.

Теги:  авиапром , МС-21 , гражданская авиация , импортозамещение

Читать продолжение в источнике: ВЗГЛЯД