В последние недели российский рубль показывает значительное укрепление своих позиций. По данным Центрального банка, официальный курс доллара на прошлой неделе в первый раз за длительное время приблизился к отметке в 80 рублей, в то время как евро подешевел практически до 90 рублей. На фоне того, что в начале текущего года доллар и евро продавались по более чем 100 рублей, стабильность текущих курсов вызывает сомнения. Некоторые эксперты обсуждают вероятность снижения доллара ниже «психологической отметки» в 80 рублей, в то время как другие прогнозируют возможное ослабление рубля и возврат к более высоким курсам.
В беседе с Общественной Службой Новостей экономист Михаил Беляев связал нынешнее укрепление рубля с эмоциональной реакцией внебиржевых валютных рынков на международные события, а также с некоторым влиянием Центробанка. Он утверждает, что текущий курс не отражает истинную стоимость национальной валюты. Эксперт указал, что чрезмерно сильный рубль может быть вреден для экономики страны.
Он подчеркнул, что курс национальной валюты зависит от таких существенных факторов, как состояние экономики, ее рост и эффективность, а также от финансовых показателей платежного баланса и бюджета. Налоговые периоды и операции с валютой, которые могут вызывать колебания курсов, в нормальных условиях отклоняют стоимость валюты не более чем на 10% от базового уровня. В стабильных условиях, по его словам, курс валюты не подвержен резким скачкам.
Беляев отметил, что сильная валюта может быть положительным фактором, если ее укрепление является следствием подъема экономики и улучшения ее показателей, впрочем искусственное изменение курса наносит вред в долгосрочной перспективе, даже если краткосрочно может принести выгоды.
Эксперт предупредил, что искусственное сохранение курса рубля ведет к снижению доходности от экспорта, например, когда выручка от продажи нефти и газа уменьшается при расчете по завышенному курсу. Это, в свою очередь, не компенсируется снижением цен на импортируемые товары, так как инфляция в РФ вызвана не переизбытком денег, а ценовой политикой продавцов.