МОСКВА, 28 января. /ТАСС/. Проекты в сфере государственно-частного партнерства позволят достичь регионам Арктической зоны РФ (АЗРФ) достижения показателей Целей устойчивого развития до 2030 года, разработанных Организацией Объединенных Наций (ЦУР ООН). Такое мнение выразил заместитель генерального директора по работе с экспертами проектного офиса развития Арктики (ПОРА), доцент кафедры государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС Александр Воротников.
В 2015 году государства - члены ООН приняли Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года, которая содержит 17 целей, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия для всех. Каждая из целей содержит ряд показателей, которые должны быть достигнуты в течение 15 лет.
"Считаю, что именно государственно-частное партнерство - актуальный механизм достижения целей устойчивого развития ООН. Оно направлено на снижение уровня социального неравенства в Арктической зоне, повышение качества жизни. <…> Частные инвестиции в рамках ГЧП важны как средства для строительства объектов инфраструктуры, обеспечения их жизнестойкости, в том числе в условиях деградации мерзлоты", - сказал Воротников, выступая на заседании дискуссионного клуба "Города и поселения арктической зоны России: как обеспечить устойчивое развитие?", организованного на площадке ПОРА.
Эксперт уверен, что проекты в сфере ГЧП способны помочь в адаптации к изменению климата, содействовать снижению выбросов парниковых газов. "Одним из важнейших элементов достижения целей ЦУР является инфраструктура. Более 150 задач по достижению ЦУР ООН связаны с инфраструктурой. Надо понимать, что развитие инфраструктуры может привести к негативным экологическим последствиям. И поэтому важно говорить об устойчивой инфраструктуре, которая определяется как совокупность объектов, которые исключают при создании и использовании различных экологических проблем", - отметил Воротников.
Развитие инфраструктуры в России необходимо не только для создания качественного сообщения между регионами страны, но для развития международных транспортных путей, которые играют огромную роль в мировой экономике, добавил он.
Именно развитая устойчивая инфраструктура расширит доступ мелких промышленных предприятий, других бизнесов к финансовым услугам, усилит их интеграцию в производственно-сбытовые цепочки и рынки, считает эксперт. "Этому будет способствовать и поручение президента РФ Владимира Путина о привлечении ВЭБ.РФ к деятельности по развитию ГЧП в стране, данное в 2024 году на Восточном экономическом форуме", - считает Воротников.
Он добавил, что реализация проектов в сфере ГЧП позволит решить и другие ЦУР ООН, такие как "Здоровье и благополучие" (строительство по различным схемам ГЧП больниц и фельдшерско-акушерских пунктов) или "Качественное образование" (строительство школ, детских садов, корпусов вузов, студенческих кампусов).
Как отметила кандидат экономических наук исполнительный директор компании "Научные разработки" Татьяна Красникова, говорить об устойчивом развитии арктических территорий проблематично.
По ее словам, в городском округе Диксоне Красноярского края, который относится к опорным населенным пунктам Арктической зоны РФ, "фактически нужно менять все". С 1992 года население самого северного населенного пункта России сократилось с 5 тыс. до 300, большая часть жилого фонда не эксплуатируется.
"Большое количество свалок, которые еще в советский период формировались и более активно стали накапливаться в 1990-е и начале 2000-х, создает, конечно, территорию, которая выглядит крайне неприглядно. В зимний период это как-то занесено снегом, а в летний период создает удручающее впечатление", - отметила Красникова.
Крайне изношена инженерная инфраструктура, отсутствуют канализационно-очистные сооружения, идет деформация зданий вследствие таяния вечной мерзлоты. "С учетом того, что Диксон имеет стратегическое значение для Северного морского пути, на федеральном уровне признается необходимость перевода его в модель экологически ответственных поселений, оказывающих минимальную антропогенную нагрузку на территорию", - отметила эксперт.
Эксперт подчеркнула повышенную экологическую хрупкость арктических экосистем. "Если в средней полосе антропогенное воздействие будет восстанавливаться буквально недели, то в Арктике потребуется месяцы, а то и годы для восстановления экологической экосистемы", - считает Красникова.
Необходимы новые инженерные сооружения, строительство нового жилищного фонда с системами мониторинга климатических изменений. "В идеале [развитие] опорных населенных пунктов [АЗРФ] должно быть реализовано не только за счет государства, но и с финансовым участием добывающих компаний", - считает эксперт.