Решения международных судов, например суда ООН, в вопросах принадлежности территорий не всегда гарантируют мир, заявил РБК старший преподаватель географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Сергей Мухаметов, комментируя решение Международного суда ООН в многолетнем территориальном споре Габона и Экваториальной Гвинеи, в итоге которого последняя получила права на 3 острова.
Способы разрешения территориальных споров различны: иногда страны прибегают к военным действиям, иногда договариваются между собой, рассказал он. Эксперт отметил, что в случае, когда достичь соглашения не удается, подключаются международные суды, например суд ООН. Однако даже решения суда не всегда гарантируют мир. «Страны могут не согласиться с вердиктом, что чревато новейшими конфликтами, пусть и не немедленно», — подчеркнул Мухаметов.
Старший преподаватель МГУ напомнил, что территориальные споры «стары как мир». «Если говорить о примерах, то в Европе, на территории бывшей Югославии, до сих пор существуют территориальные споры между Сербией и Хорватией, не говоря уже о статусе Косово. В бывших советских республиках также есть подобные проблемы: например, спор между Эстонией и Россией относительно Ивангорода», — рассказал Мухаметов, добавив, что даже в Северной Америке есть подобные ситуации: президент США Трамп до сих пор высказывает претензии на Гренландию и на всю Канаду. «Это, как говорится, норма жизни», — заключил эксперт.
Территориальные споры не обошли стороной и Антарктиду. Аргентина и Чили спорят насчет Антарктического полуострова — наиболее благоприятного по климатическим условиям района континента, рассказал Мухаметов. «Чтобы подкрепить свои претензии, эти страны даже специально отправляют беременных женщин на свои антарктические станции, чтобы дети рождались там. Таким образом, уже более 20 человек могут назвать себя коренными жителями Антарктиды — как со стороны Чили, так и со стороны Аргентины», — добавил он.
С тем, что Международный суд ООН не всегда справляется с территориальными спорами, согласен и начальник Центра центральноазиатских исследований ИКСА РАН и заведующий лабораторией политической географии и современной геополитики НИУ ВШЭ Дмитрий Новиков.
«Международный суд ООН занимается территориальными спорами, но чаще всего это споры о морских границах. Такие споры легче поддаются разрешению, так как политическая напряженность вокруг них обычно ниже и они связаны, прежде всего, с экономическими интересами. Страны охотнее передают такие споры в Международный суд ООН и готовы подчиняться его решениям», — рассказал он РБК.
В качества примера эксперт привел уточнение морских границ между Румынией и Украиной в 2009 году, где спор касался акватории, прибрежных вод и особой экономической зоны.
Дмитрий Новиков отметил, что споры о сухопутных территориях тоже рассматриваются, но, как правило, это уточнение границ, особенно часто встречавшееся в 50–60-е годы, когда новейшие независимые государства определяли свои границы, приведя в пример ситуацию с Экваториальной Гвинеей и Габоном, где были переданы 3 острова, вместе с которыми перешла и окружающая их акватория, которая может содержать полезные ископаемые.
«Успех в этом деле обусловлен тем, что спорящие государства небольшие, неамбициозные и зависят от международной помощи, поэтому они более склонны подчиняться решениям Международного суда ООН. В отличие от этого похожие споры в Южно-Китайском море [о принадлежности островов и созданных Китаем искусственных островах] через международные инстанции решить не удалось», — сказал Новиков.
Ранее Международный суд ООН вынес решение по спору между Габоном и Экваториальной Гвинеей и постановил, что права на 3 острова — Мбанье, Кокотерос и Конга — принадлежат Экваториальной Гвинее. Также суд удостоверил значимость франко-испанской конвенции 1900 года, которая устанавливает общую сухопутную границу между странами и служит отправной точкой для определения морских границ.