«Дирижировать? Я знаю, как НЕ надо»: фестиваль «Приношение Мастерам» пройдет в честь легендарного маэстро Вольфа Усминского

Обл Газета 4 часов назад 20
Preview

1 июля стартует фестиваль «Приношение Мастерам», посвященный выдающимся деятелям культуры и искусства Урала. НФ «Развития и поддержки УГК им. М. П. Мусоргского» проводит его с целью популяризации культурного наследия России и музыкантов, ставших основателями исполнительской, дирижерской и композиторской школ Урала. Нынче фестиваль, вновь поддержанный Президентским фондом культурных инициатив, посвящен легендарному скрипачу, дирижеру, педагогу Вольфу Львовичу Усминскому, которому исполняется 95 лет.

В профессию — через войну и… серенаду Шуберта

На его рабочем столе в кабинете заведующего отделением оркестровых струнных инструментов Уральской специальной музыкальной школы-колледжа — Краткий музыкальный словарь. Зачем ему этот миниатюрный томик, если он с музыкой — больше восьми десятилетий? Говорит: для детей, учеников школы, когда в разговоре с ними надо освежить значение терминов и точность перевода с итальянского. В его жизни уже давно многое (если не все) — «для детей», начинающих музыкантов. Да, можно было бы разделить его большую судьбу на жизнь скрипача-солиста, основателя первого в Свердловске камерного оркестра… Хотелось даже с помощью юбиляра выделить главные достоинства его знаменитой оркестровой школы, через которую прошли более 900 музыкантов, работающих ныне по всеми миру. Но Вольф Львович отказался что-либо «делить и выделять». Говорили о нынешних заботах скрипичного педагога. Сквозь многое и разное высветились, однако, «случайности» его личной судьбы и «неслучайные заповеди» профессионала.

Вольф Львович Усминский в своем рабочем кабинете – во время интервью для «ОГ». Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

— Вольф Львович, а помните свое сильное музыкальное впечатление детства, с которого жизнь и двинулась в сторону музыки?

— Родился я в исторически известном городе Полоцке, это Белоруссия. С шести лет начал заниматься на скрипке. Но в Полоцке не было даже педагога по скрипке — педагог приезжал из областного Витебска по воскресеньям. На один день. Видимо, неплохо учил, если я через пару лет уже играл в оркестре оперного театра в Минске. Это не так просто.
Потом — война. Мама меня за руку, сестру, которая на семь лет младше, на руки, и пешком на восток. Рядом идут бойцы, несут раненых. Навстречу — танки. Пыль столбом. Жара. В Калининской области, на станции Торопец, сели в товарняк. До нас разбомбили эшелон и после нас разбомбили. А мы проскочили. И ровно месяц, огибая Москву, пропуская военные эшелоны, ехали до Свердловска. Здесь у вокзала стояла лачуга — эвакопункт, откуда нас сходу, в тот же день, отправили в Туринск.
А на Урал в войну были эвакуированы Ленинградская, Харьковская, Киевская, Одесская, частично Московская консерватории. И среди этих эвакуированных музыкантов был профессор Столярский, основатель специальных музыкальных школ, в которые искали-набирали особо одаренных детей. А мы в Туринске уже «гастролировали» на телеге по деревням. Высоченный баритон — под два метра и я, мальчик со скрипочкой. Ему — 50, мне — 10. Он пел, я играл. Как сейчас помню — «Вечернюю серенаду» Шуберта. Вот меня и показали этому Столярскому, который выбирал не столько детей, сколько родителей. Если мама привезла ребенка, готова оставить его одного во время войны (дома же сестра была), снимать угол, привозить картошку… В общем, Столярский меня взял. По сравнению с его учениками я был никто. Потом все сравнялось.

На стене в рабочем кабинете – не только «линия» собственной жизни, но и достижения учеников. Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

— Получается, все было делом случая?

— Жизнь, вообще, — череда случаев. Идете по правой стороне улицы — встретите одного человека, по левой — встретите другого. Не знаю, что бы из меня вышло, если б в войну остался в Полоцке. Играл бы для себя. А на Урале собралась такая профессура. Но это, действительно, случай! И таких случаев дальше еще было много — в том числе и с тем, как стал дирижером, педагогом, руководителем оркестра.
Само рождение этой специальной музыкальной школы-десятилетки — дело случая. И понимающих людей! Первым секретарем обкома партии во время войны был Василий Михайлович Андрианов. Однажды к нему на прием пришла делегация профессуры: в Свердловск столько детей приехало, немало одаренных — надо делать специальную музыкальную школу. И невероятно: под школу отдали помещение на Ленина, 13. Заметьте: не еще одному госпиталю, а специальной музыкальной школе. Нас, первых учеников, было всего 40 человек. Отделения поначалу: фортепиано, скрипка, виолончель и, как ни странно, вокал. Потом стало разрастаться. В Советском Союзе, во всех союзных республиках были такие школы, но в Российской Федерации — две в Москве, по одной в Ленинграде, Свердловске, Казани и позднее в Новосибирске. Всё! Дальше Свердловска не было ни одной консерватории. Ни одного симфонического оркестра восточнее Свердловска. Мы садились в поезд и ехали до Владивостока, жили в вагоне, выступали…
А здесь была школа. В том числе и школа дирижирования. Сегодня даже не меломанам известно имя Валерия Гергиева, но начинал-то великий дирижер свою карьеру здесь, в Свердловске. Я, вообще, подразделяю нашу профессию на махальщиков и дирижеров. Многие хорошо машут, но как музыканты ничего из себя не представляют. Когда же к пульту выходили Светланов, Голованов, Мелик-Пашаев, Рождественский, в Свердловской филармонии Марк Паверман или Александр Фридлендер — это было нечто. Перед ними — сто человек, но каждый из них мог дать оркестру столько знаний, навыков и секретов исполнения. С Паверманом мы, музыканты, «сидели как в санях». Все было понятно, удобно…

Вольф Львович – человек с отменным чувством юмора и отлично понимает сделанные «с улыбкой» подарки от коллег и учеников. Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

— Понимаю: они для вас эталон в профессии. Когда-то считалось, что «дирижер» — профессия возрастная: надо накопить жизненного и музыкантского опыта. У вас, кажется, путь к дирижерскому пульту начался рано?

— По окончанию консерватории комиссия говорит: на вас как скрипача три заявки — Саратовский оперный, Свердловский оперный и Свердловская филармония. Я дал согласие на Саратов. Но вдруг главный дирижер нашего оперного театра предлагает: гарантирую — через год будешь концертмейстером. А что такое концертмейстер? Первый человек в оркестре. Дирижеры меняются, концертмейстер — всегда с коллективом. Короче, я выбрал Свердловский оперный, а в 23 года, действительно, стал в оркестре концертмейстером.
Вначале трудно. Должность и статус предполагают некую властность. У меня этого нет. Но! Я мог сказать дирижеру в театре: «Маэстро, когда вы выучите партитуру — тогда к нам придете». В оркестре — аплодисменты. Я представлял оркестр в художественном совете театра. Если вижу, что человек играет второго кларнета, а уже вырос и может играть первого — я через худсовет пробивал это. Концертмейстер оркестра — лидер. Дирижеры ищут именно таких — с организаторскими способностями и хорошо поставленным голосом.
Но при этом надо же еще хорошо играть. Допустим, у меня отпуск — полтора месяца, после отпуска на открытии сезона сразу — «Руслан и Людмила», большое соло скрипки, на второй день — «Лебединое озеро». Если я в отпуске три дня не позанимался… Поэтому на любой отдых — скрипку с собой. Я должен быть в форме. Сейчас всегда говорю своим студентам: проталкивайтесь на место концертмейстера. Потому что каждый день ты должен быть в форме.

— Но какой же случай (или случаи) сделал вас именно дирижером?

— Ставится спектакль «Дон Жуан» Моцарта. Дирижер Евгений Васильевич Манаев был очень опытный человек, пианист. На рояле играл любой клавир. Но в нашем струнном деле не очень подробно разбирался. Когда началась работа над спектаклем, шли корректурные репетиции, я как-то в антракте объяснял ему: видите, у Моцарта в увертюре точка, потом черточка… Он слушал-слушал и: «Вот вы и проведите групповые репетиции». Таким образом я встал за пульт, но только как концертмейстер оркестра. На время подготовки спектакля.
Потом аналогичных моментов было еще не один и не два. Паверман даже говорил: «Поступай на дирижерский, ты же не учился теории, как надо». А я отвечал: «Я знаю, как НЕ надо». Такая вот философия.

По случаю одного из предыдущих юбилеев В. Л. Усминского ученики преподнесли в подарок футболку с фразами-афоризмами Учителя. Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

Почему Моцарта надо играть в этой части смычка?

— А есть в этой философии все-таки правила — «как надо»? Именно философия профессии…

— Как-то в Оперном ставился спектакль — хореография Баланчина на музыку Чайковского. Главный дирижер замечательный музыкант Евгений Бражник предлагает: «Поскольку там полностью звучит Струнная серенада Чайковского, мне бы хотелось, чтоб вы со струнниками оркестра позанимались. И вообще, возьмите этот спектакль как приглашенный дирижер». Несколько сезонов я дирижировал этот спектакль. Он шел раз в месяц, хореография сложная: если заболел кто-то даже из кордебалета (!) — спектакль отменялся. Результат в оркестре был хороший, но у меня было условие: перед каждым спектаклем — репетиция. Однако в один НЕпрекрасный момент Бражник говорит: знаете, у нас не принято текущий репертуар репетировать… Всё! «У нас была договоренность, театр ее нарушает — меня больше нет». И мы разбежались, хотя продолжали дружить.
Понимаете: есть такое понятие «музыкантская совесть». Если я дирижирую и вдруг вижу: в оркестр идет человек, который со мной не репетировал (хотя я его знаю как студента) — говорю: «Будь здоров, обойдемся без тебя. На одного меньше, но я потерплю». Все знали об этом условии: кто не репетировал — не играет. Хуже-лучше, но только те, кто репетировали.
В дирижировании пришел ко всему собственным путем. А за дирижерским пультом — и в камерном оркестре Уральской консерватории, и в оркестре «Лицей-камерата» школы-десятилетки — продолжал преподавать. Продолжал деятельность педагога. Совсем особенная профессия — дирижер оркестра, в котором — начинающие музыканты, практически дети. Нельзя сказать: «Делай!». Надо объяснить. Например, во всех подробностях объяснить, почему Моцарта надо играть в этой части смычка. Почему так, а не иначе. В этом педагогика.

Часы в рабочем кабинете отсчитывают меняющееся время, но главные правила и заповеди педагога Усминского остаются незыблемыми. Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

— Власть властью, но ваш удел — с дирижерского пульта приблизиться к детям?

— Именно. Вот перед вами приходили — всего-навсего седьмой класс, а на «Ночи музыки» решили поиграть «Неоконченный квартет» Рахманинова. Уроки по квартету будут только в 11-12 классах, и им, естественно, нужна помощь. Вот и объяснял сначала: почему Рахманинов, как он оказался в Америке, почему страдал оттого, что не может вернуться. А затем: почему такая музыка — неоконченный квартет. Дирижер должен объяснять образно. Биография и творчество автора очень связаны. Вот два композитора — Гайдн и Моцарт. Казалось бы, почти одно время, один музыкальный стиль, но происхождение авторов… Напоминаю ребятам: вам же по истории музыки говорили, что у Гайдна отец — каретник, изготовлял кареты, у Моцарта — придворный скрипач. Моцарт вырос при дворе князя Эстерхази. Поэтому и музыка разная, и играть надо по-разному. По-простому говоря, Гайдн немножко грубее, чем Моцарт. У него даже есть пьеска «Менуэт быка». Надо детям объяснять, почему меняется звукоизвлечение. И вот сейчас, когда они были у меня квартетом и я им рассказывал, — у них вот такие глаза. Детей надо заинтересовать. Не просто: играй так-то — а: чем Бетховен отличается от Чайковского? Чайковский велик, но у него много балетной музыки, которая не исполняется вообще. Простенькая, для ноги написано. А у Бетховена и Рахманинова ни одной пустой ноты нет.

На концерте с оркестром «Лицей-камерата». Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

Юношеский оркестр с Урала играет Моцарта. В Вене!

— Мало вам исполнительской, дирижерской деятельности — вы еще инициировали учреждение Демидовского международного юношеского конкурса скрипачей (ДеМЮКС), в котором вы нынче в обязывающем статусе Президента. Зачем вам эти творческие ристалища?

— Зайдите в любую музыкальную школу — стены обвешаны лауреатскими дипломами. Но это, как я говорю, лауреаты межподъездных конкурсов. А хотелось по-серьезному. Для них же, для детей, начинающих музыкантов. Кажется, получается. У конкурса программа, которую ни одна из музыкальных школ не осилит. Заявки присылают Московская консерватория, Петербургская… А первая премия на ДеМЮКС, знаете, какая? 100 тысяч рублей. Каждый раз после конкурса концерт лауреатов проходит в Малом зале Московской консерватории. Благотворительный фонд «Синара» поддерживает, выделяет на это средства. Конкурс нынче уже десятый, состоится в конце октября-начале ноября, проходит раз в три года. Почему не чаще? Нам не надо, чтобы на ДеМЮКС играли одни и те же музыканты.
Иногда бывают конкурсы: все привезли своих учеников и между «своими» поделили премии. У нас — нет. С самого учреждения конкурса незыблемо условие: у членов жюри участников не может быть. Это указывается в буклете. Если случается — снимаю с конкурса. Однажды звоню профессору Московской консерватории, известной скрипачке народной артистке России Ирине Бочковой: мне нужны твои ученики. Но из-за этого ты ни председателем, ни вообще в жюри не будешь. Привози учеников. Мне это важнее.
И еще одно условие: кончается прослушивание — ни один человек не имеет права подойти к члену жюри. Ни один до окончания конкурса! И жюри предупреждаю о том же: «Из зала — в класс, из класса — в зал. Всё! Никто не имеет права с вами общаться. Нарушили правило — вас в жюри больше нет». Такие условия. Но нынче у нас в жюри, помимо меня — два народных артиста России, двое авторитетных, известных музыкантов из-за рубежа.

И все это – Музыка… Главное на рабочем столе и вокруг – ноты. Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

— Оркестр «Лицей-камерата», которым вы руководите (строго говоря — учебный оркестр) благодаря меценатам выступал в Стокгольме, Вене. И пресса Австрии писала: «Приехал оркестр с Урала и даже играют Моцарта. В Вене!». Это было в 1990-е. Сегодняшняя жизнь во всех смыслах разнообразнее, щедрее. Шансы и риски для нынешних молодых музыкантов?

— Больной вопрос! В той «моей» школе военного времени было 40 учеников. Здесь сейчас — 300. Может быть столько одаренных детей? Нет, это «штучный товар». Родители подчас не понимают, куда отдают детей. Только потому, что живут через дорогу. А у воспитанников колледжа трудная жизнь: шесть-семь уроков в общеобразовательной школе, потом — специальность. Иногда нет времени сходить в филармонию или оперный. А как будущему музыканту без этого?
У нас стало всего много — много консерваторий, много симфонических оркестров, а качество теряется. Музыкантов хватает, но качественных нет. Много вопросов, задаю их на педсовете: надо ли столько набирать, нужна ли в колледже начальная школа, надо ли с перспективного музыканта так же взыскательно спрашивать за общеобразовательные предметы или пусть он больше занимается музыкой? Неохотно сейчас идут на струнные. Это трудно. Приходят на вступительные экзамены с «корявыми» руками, а надо — с такими (показывает). Чтобы вложил скрипку — хоть маленькую, хоть большую, и она на месте. Правда, Валерий Гергиев все-таки отмечает: «Ваши ученики — это совсем другое. Они умеют играть в оркестре». Да, есть разница: играть самому и играть в ансамбле.

Мастер-класс от маэстро: «Со скрипкой правильно руки надо держать вот так…». Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

«Рад и счастлив: на фестиваль едут мои ученики…»

— Вольф Львович, в связи с вашим юбилеем предстоит череда событий. Вы человек скромный, но раз уж фестиваль «Приношение Мастерам» в вашу честь запущен… Чем, хотелось бы вам, он стал для города, уральцев, музыкантов?

— Фестиваль — это два больших концерта в Екатеринбурге (1 июля и 3 ноября), концерт в Нижнем Тагиле 7 ноября. На сцену выйдут как постоянные участники фестиваля — народный артист России Феликс Коробов и оркестр «Демидов-камерата» под управлением Романа Аранбицкого, так и приглашенные в этом году «Ural Quartet» и Карэн Шахгалдян (скрипка). По традиции фестиваля запланированы мировая премьера музыкального произведения и, приоткрою секрет, съемка видеоподкаста «Приношение Мастерам. Вольф Усминский». За все это спасибо организаторам — коллегам, друзьям, Некоммерческому фонду развития и поддержки Уральской государственной консерватории.
И для меня дорого, что по случаю юбилея в Екатеринбурге выступят мои бывшие ученики: виолончелист Олег Бугаев, дирижер Феликс Коробов, альтист Андрей Усов, скрипач Андрей Зубенко… Они все приезжают по моей просьбе.

Вольф Львович Усминский с сыном Леонидом – коллегой-музыкантом, креативным директором фестиваля «Приношение Мастерам». Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

Этот же концерт 10 октября повторяется в школе. Репертуар тот же, только уже с нашими солистами, нынешними учениками школы, которые на первом концерте играют в оркестре. Например, доцент Московской консерватории кандидат искусствоведения Олег Бугаев играет концерт Гайдна, а потом тот же концерт — наша виолончелистка Олеся Краснова. Красиво задуманный проект, но для меня как для педагога прежде всего важна работа ребят с оркестром.
У меня ведь еще один оркестр — «Дебют», родившийся в начале 1990-х с «Детского альбома» Чайковского. Это 6-7-8 классы. Они садятся и играют вначале кто громче и кто быстрее. Дети! Они не понимают пока, как играть. «Вместе» — это понятно. А, например, в какой части смычка? И таких вопросов-подробностей много. Моя задача — быть терпеливым. Знаете: взял за правило — с младшими разговаривать почти шепотом. Как только начинаешь повышать голос — дети отключаются. Для них это оскорбление. Самое ужасное — оскорбить ребенка. «Ты такой-сякой». Они же только начинают! А музыка — это непросто. Постоянно повторяю: «У вас должен быть третий глаз». «Как так?». Надо смотреть на дирижера, на концертмейстера и в ноты. Надо уметь играть в группе. А за плохую игру отвечает не сам ребенок, а концертмейстер: он должен привести оркестр в порядок. Так рождается коллектив, ансамбль.
И еще один «воспитательный принцип» — перемещение внутри оркестра. Новичок начинает с оркестра «Дебют», позже в «Лицей-камерате» сначала садится в последний ряд и двигается постепенно все ближе и ближе к дирижеру. Оркестровое образование, оно постепенное и поступенное.

— Как у вас терпения хватает?! А если надо все же, простите на каламбур, приструнить кого-то?

— Не плетью. Так не воспитаешь. Сказать ребенку, что он неумеха, — просто, но… не конструктивно. Зато есть метод такой — пересаживать в оркестре в обратную сторону. Если музыкант не выполняет задачи, концертмейстер ему: ты сидишь на втором пульте — сядешь на пятый. Ведь и в профессии в принципе так же. Только там вопрос денег: по-разному платят. Но и об этом говорю ребятам. Чтобы привыкали: к своим обязанностям надо относиться серьезно. Иначе не попадешь в хороший оркестр. А они хотят. Ради этого учатся.
Когда-то мне предлагали быть директором этой школы, но я ответил: «Плохо знаю сантехнику». Здесь я занимаюсь своим делом.

— 95! Но для многих, очень многих в профессии вы остаетесь авторитетом и лидером. Читатели не простят мне, если не спрошу о секрете долголетия…

— Не пью, не курю (улыбается). Немножко занимался йогой, а в ней есть такой простой принцип: вчера были неприятности — сегодня об этом забудь. Надо уметь забыть неприятности. Не быть все время несчастным человеком. Например, если на Западе ты начинаешь жаловаться, какой ты больной и как много у тебя проблем, — тебе дают понять: это твое личное дело. Помню, в свои 85 я попал на прием известных людей Екатеринбурга в администрации города. К событию выпустили брошюру, где каждый участник обнародовал свой жизненный девиз. Я написал: «Во всех неприятностях винить только себя». У многих часто: жена виновата, начальник виноват… Стоп! Причин поругаться — масса. Но многое же — вопрос личной ответственности. Если ты подписал контракт, например, с филармонией и у тебя электронный пропуск, в 9-30 ты должен пройти контроль, в 9-45 — сидеть на своем месте в оркестре. И никакой транспорт — не причина для опоздания…

В 2020 году на Уральской площади звезд Театра эстрады в Екатеринбурге была открыта звезда заслуженного артиста России Вольфа Усминского. Фото: Галина Соловьева

«ОГ» поздравляет выдающегося скрипача-дирижера-педагога Вольфа Усминского с выдающимся юбилеем! Здоровья, творческих успехов и новых дерзаний в профессии!

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Верхней Пышмы 5 июля пройдет первый летний фестиваль «Это Новая Пышма».

Читать продолжение в источнике: Обл Газета
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'