Годы работы в напряженном ритме

Обл Газета 5 дней назад 14
Preview

Создание Ирбитского мотоциклетного завода – одна из важнейших страниц в истории города. Во второй половине ХХ века заводу было суждено стать крупнейшим предприятием города, а в рамках всей страны – крупнейшим производителем мотоциклов.

Великая Отечественная вой­на зачастую именуется в литературе «войной моторов». Механизация и моторизация в ­войсках заставляли искать новые средства переброски сухопутных ­войск, сопровождения бронетанковых соединений, быстрых наступательных операций. Особым средством передвижения пехоты во время войны стали мотоциклы. Эта техника являлась универсальной, выполняла широкий спектр задач – разведка, налаживание связи, поддержка наступающих частей, перевозка боеприпасов. Несмотря на большую уязвимость, в отличие от автомобилей, мотоциклы могли действовать в условиях сложной местности, имели меньшую стоимость в процессе изготовления. Самой «мотоциклетной» армией мира к началу Великой Отечественной войны была немецкая армия. Именно у немцев в конце 1940 года советские конструкторы Московского мотоциклетного завода переняли опыт в создании тяжелого армейского мотоцикла. За основу была взята модель BMW-71, и с весны 1941 года в СССР на разных заводах стали производить тяжелый мотоцикл с коляской под индексом М-72.

ИМЗ. Конвейер сборки. 1944 г. Фото предоставлено Историко-этнографическим музеем города Ирбита

Начавшаяся война полностью спутала все планы по выпуску мотоциклов, некоторые заводы переключились на производство другой продукции, а другие попали в волну эвакуации на восток. 21 октяб­ря 1941 года Совет по эвакуации при СНК СССР принял решение о переводе Московского мотозавода и связанных с производством мотоциклов цехов других предприятий на Урал, в город Ирбит. Помимо Московского завода, в Ирбит были направлены мощности завода им. Сталина (ЗИС), завода им. Коммунистического Интернационала Молодежи (КИМ) и Харьковского мотоциклетного завода (ХМЗ). По прибытии первых эшелонов в Ирбит стало ясно, что запланированные изначально площади уже заняты другими предприятиями. В результате завод разместился на трех разрозненных площадях: пивоваренного завода, на территории бывшего клуба автоприцепного завода, на территории бывшего цеха кухонь и метизного завода.

Первый поезд с москвичами прибыл в Ирбит в 30-градусный мороз – 568 человек. Отгрузка оборудования шла бессистемно, некоторые вагоны вообще не добрались до Ирбита. Все цеха не смогли разместиться на отведенной заводу территории, поэтому некоторые пришлось разместить на Автоприцепном заводе в трех километрах от основных площадей. Помещения абсолютно не были готовы к производству. Отсутствие даже естественного освещения, сырость и холод приводили к массовым заболеваниям ­работников.

На площадях бывшего пивоваренного завода разместился мотозавод. Фото предоставлено Историко-этнографическим музеем города Ирбита

«Пришлось самовольно въехать в недостроенный дом, благо крыша над головой была, – вспоминал впоследствии механик-конструктор, экспериментатор завода Зефиров Борис Владимирович. – Поселились четыре семьи, в том числе и наша, каждой по углу, а посередине установили печку-буржуйку, к утру вода в посуде, что оставалась на полу, замерзала…».

Эвакуация заводов в Ирбит продолжалась с октября 1941 года до середины ­1942-го. Несмотря на все трудности, 25 февраля 1942 года была выпущена первая партия мотоциклов М-72 из готовых деталей, привезенных с заводов во время эвакуации.

В марте 1942 года было принято окончательное и важное решение – оставить завод в Ирбите, не возвращать обратно в Москву, освободившуюся от угрозы захвата немцами. Однако на предприятии все равно стояла проблема кадрового «голода» – квалифицированных работников не хватало. На работу принимали местное население, главным образом – женщин и подростков.

Учителями для них становились токари, слесари, мастера, инженеры и техники, прибывшие с заводом. В сентябре 1942 года была открыта школа фабрично-заводского обучения на 150 учащихся, но и этого не хватало. Заводчанам приходилось работать по 12-15 часов в сутки.

За весь 1942 год завод сумел произвести 1 602 мотоцикла, в основном из деталей, привезенных из Москвы. Весной 1942 года началось настоящее строительство завода на отдельном пустыре. Перезапуск цехов на новых площадях велся без остановки производства. Станки отключались, перевозились, устанавливались и немедленно подключались к электроснабжению. Завод работал в напряженном ритме. Продолжалось обучение работников, на завод шли новые и новые парни и девушки из местного ремесленного училища, детского дома.

В 1943 году заводу были переданы работники строительной колонны №1950, а также часть работников Тюменского мотоциклетного завода, что стало возможно в связи с его ликвидацией. В этом же году в связи с закрытием Горьковского мотоциклетного завода часть его работников была также переведена на Ирбитский мотоциклетный завод. На заводе продолжалась работа по совершенствованию производства, произошла смена руководства. Все понимали – завод остался в Ирбите на долгое время, нужно было решать бытовые проблемы  работников. При оттоке специалистов обратно в Москву завод старательно готовил кадры из местных жителей. В 1944 году на базе завода был открыт мотоциклетный техникум, в 1945 году – ремесленное училище на 350 ­обучающихся. Качество продукции благодаря труду учителей – заводчан к 1944 году выросло в разы. Достаточно плодотворно работал конструкторский отдел, в ходе войны проводивший экспериментальные работы по повышению проходимости мотоциклов, усовершенствованию конструкции. ­Конструкторскому бюро завода было присвоено наименование Центрального бюро по тяжелым мотоциклам в рамках всей страны.

В 1943 году на собранные ирбитчанами добровольные пожертвования была сформирована мотоколонна из 106 мотоциклов и отправлена на фронт. На завод поступила телеграмма с благодарностью Верховного Главнокомандующего И.В. ­Сталина.

В результате всей работы, нацеленной на обеспечение бесперебойного выпуска продукции и постоянного увеличения объемов производства, с февраля 1942 по май 1945 года с конвейера Ирбитского мотоциклетного завода сошло 7 905 мотоциклов. Ирбитский мотоциклетный внес весомый вклад в создание Уральского добровольческого танкового корпуса: из ирбитских мотоциклов был сформирован 88-й особый мото­батальон.

Василий Сухих, старший научный сотрудник Историко-этнографического музея города Ирбита

Материал опубликован в рамках совместного информационного проекта «Урал — фронту. Свердловская область для Победы». Партнеры проекта: Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей, Государственная корпорация «Ростех», Свердловское региональное отделение Союза машиностроителей России, Федерация профсоюзов Свердловской области, Движение Первых в Свердловской области, Управление архивами Свердловской области, Государственный архив Свердловской области, Свердловский областной краеведческий музей, Мультимедийный парк «Россия — моя история. Свердловская область».

Читать продолжение в источнике: Обл Газета
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'