«Караул: вторжение!»: в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства – самая эксцентричная выставка года

Обл Газета 4 часов назад 17
Preview

«Духи дальневосточной тайги» приехали на Урал из Хабаровска, с работами «Студии искусств Алексея Бабурова». В самом Хабаровске оригинальные творения воспитанников студии давно гуляют и летают по выставкам в галереях, музеях, аэропорту и даже в сети лучших городских кофеен. А в Екатеринбурге имена студийцев с Дальнего Востока уже три года звучат в числе призеров традиционных весенних конкурсов-мистерий. И вот – знакомство воочию.

Художники Алексей Бабуров и его жена Инна Ткачёва привезли на Урал работы студийцев (а их возраст от четырех лет до 90+), работы своих дочерей Полины и Таисии – тоже художников и свои собственные. Есть в экспозиции и впечатляющая ювелирная часть. Но, да простят меня авторы, оставим ее читателям и зрителям на самостоятельное изучение. Потому что вторая часть – яркие, эксцентричные творения из «Энциклопедии фантастических насекомых» – заслуживает отдельного разговора. Это нечто. Чему и названия-то сложно подобрать. А существа эти «разбежались» по всему уральскому музею, перемешались с экспонатами других выставок. Задача для посетителей: пройдись, найди и придумай имена – каких прежде никогда не было!

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Наводка для фантазии – названия, которые придумали своим созданиям сами авторы, учащиеся «Студии искусств Алексея Бабурова»: Карелии Кронуснуснусные, шестиногие Спинороги, Анаку флуорисцентные, Фонорхи и Чукунды… Думаете, так просто «сломать» привычный язык, «достать» из собственной фантазии нечто оригинальное? Первые посетители выставки попробовали и вынуждены были признать: язык и жизненный опыт подсказывают прежде всего устоявшееся, банальное. Кто преуспел, сумел придумать для фантастических существ из Хабаровска не менее причудливые, чем они сами, имена – был даже награжден. Фигурками-миниатюрами представленных экспонатов. Что-то вроде броши, только необычной, экстравагантной. Одна из таких красовалась и на лацкане пиджака самого Алексея Бабурова. Ну, в музее – еще ладно: среди «дальневосточных духов» все пространство фантазийное. А на улице? Интересуюсь: «Никто не спрашивает, чего это вы на себя нацепили?»

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

«Нет. Напротив, спрашивают – где купить?», – подхватывает тему Инна Ткачёва. С улыбкой, но – абсолютно честно и всерьез.

И пусть игривая интонация, которой заражаешься на этой выставке – среди «фантастического вторжения», не обманет читателей «ОГ». 120 экспонатов выставки – эксцентричные, странные, чудные. Но пафос и выставки, и работы самой «Студия искусств Алексея Бабурова» – более чем серьезный: раскрепощение творческой фантазии. И у студийцев-детей. И у взрослых, что… гораздо труднее.

«Дети не боятся чистого листа. Они – уникальные стилизаторы, – говорит Инна Ткачёва. – «Ручка, ножка, огуречик – получился человечек». Это про детскую фантазию. В ход идут практически любые материалы: дерево, ткань, нитки, папье-маше, пластик. Зная нашу студию, хабаровчане иногда звонят: разбилась люстра – вам надо? Или: картон остался – вам надо? Так у нас набирается целая комната разнообразного материала, включая вторичное сырье. Дети приходят: так, вот из этого у меня будет голова, а из того – хвост. Набирают себе кучу всего и разного и – начинается творчество…»

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

«Если ребенок придет в студию с мраморной плитой – я его не обижу отказом. И мрамор пойдет в дело. Но не приходят», – смеясь, дополняет Алексей Бабуров.

Но весь дальнейший наш разговор – уже предельно серьезен. Пытаюсь понять особенности этой художественной студии, ее отличия от прочих студий ИЗО, ведь, судя по всему, это не просто «занятие досуга», а целая философия. Которая, похоже, стала и философией всего Хабаровска. А потому вопросов много. Принимают в студию всех желающих или только одаренных? Создают свои фантастические существа по эскизам или «сел и начал творить из подручного материала»? Если у детей – подвижная фантазия, то как – со взрослыми студийцами? Они же привыкли: дом – это дом, корова – это корова, но дети вокруг творят нечто необыкновенное. Как разбудить художественную фантазию взрослого? А не только художественную? Как вырваться из «пут» штампов, стандартов, шаблонов? И зачем? Главное – зачем это человеку надо? На многочисленные вопросы «ОГ» Алексей Бабуров отвечал терпеливо и обстоятельно. Попробую, сымпровизировав монолог, выделить и акцентировать самое существенное.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

«Задача творчества – постоянно экспериментировать. Работать по шаблонам нельзя, – убежден Алексей Бабуров. – Дети в студии самые обычные. Мы не выращиваем методом селекции гениальных детей от гениальных родителей. Просто надо правильно объяснять, как заниматься творчеством. Как манипулировать с объектами. Какой-то эскиз, конечно, набрасывается. Но, как правило, всё меняется. И от эскиза мало что остается. В основном произведение рождается в процессе. Мне самому скучно сначала нарисовать эскиз, а потом его чисто механически переносить. Всегда интересно, когда до последнего момента не знаешь, что получится. Гармонию можно сделать из чего угодно: из камушков, из пятен на бумаге, из отношений между людьми. В бизнесе можно создать гармонию. Человек, который умеет созидать ее вокруг себя, может «пользоваться» ею где угодно. И ребенок, и взрослый. Если в студию приходит взрослый, который хотел бы приобщиться к свободе «детской» фантазии, но его сдерживает привычка к стандартам, шаблонным представлениям – объясняю, что-то даже показываю. Но ни в коем случае не прошу повторить. Знаете, некоторые «учителя» дают, например, картинку с маяком – нарисуй так же.  Это все равно как учить на курсах поэзии: есть шедевр «Я помню чудное мгновенье…» – напиши. «Написал? Ты – поэт». Но это же профанация! Она возможна и в нашем творчестве. Когда с одной картинки рисуют точно такую же другую – это не искусство, не творчество. Ты в этом случае – копиист, замена фотоаппарата.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Необходимо совсем другое – избавиться от стандартов, косности мышления, заставить человека мыслить нешаблонно. Это приходится объяснять. Как? Как вам сейчас. Говорил и говорю: творчество – это постоянный эксперимент. Сделай так, как никто раньше не делал. Люди, которые отмахиваются: «Не надо изобретать велосипед», у меня вызывают просто ненависть. Этой формулировкой они преграждают себе и всем остальным тягу к творчеству. Ведь кто-то ж когда-то придумал велосипед! И сейчас можно придумать все что угодно. А умственная лень – это вредный рудимент…».

«Фантастическое вторжение в государственный музей» продлится до 12 октября. Не бойтесь эксцентричных экспонатов выставки в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства. Смело вступайте в общение с ними и… тренируйте воображение. Это полезно не только в творчестве. В жизни!

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Ранее «Областная газета» писала, что учреждения культуры Свердловской области стали лидерами проекта «Пушкинская карта».

 

Читать продолжение в источнике: Обл Газета
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'