Медный сказ: балет «Каменный цветок» обрел новый образ и смысл

Обл Газета 6 дней назад 13
Preview

На сцене «Урал Балета» «Каменный цветок» на музыку Сергея Прокофьева появляется второй раз. Постановка 2008 года во многом была похожа на классическую версию Юрия Григоровича 1957 года: малахитовый цветок-чаша, Хозяйка – «каменная девка» и ящерица в одном, народные движения в танце. В нынешней премьере нет ни малахита, ни Хозяйки в кокошнике. Театр резонно вспомнил этимологию главного бажовского образа: это ведь Хозяйка МЕДНОЙ горы.

– Честно говоря, мы в первую очередь хотели отказаться от зеленого и нашли правду в этом, – рассказывает режиссер и художник-постановщик Юлиана Лайкова. – Я пыталась понять про Камень – то место, где происходит история. Гора оказалась Медной. А медь не имеет зеленого цвета. Да, по сюжету Данила вытачивает малахитовую вазу. Но по факту малахит – производное меди. Поэтому вся цветовая гамма контрастна: между монохромной – каменной, темной, серой с отблесками и многочисленными теплыми оттенками меди, практически лавой из другого мира…

Нарушение традиций – всегда риск: примет или не примет зритель, воспитанный, например, на популярной киноверсии балета Григоровича. Думаю, премьера «Урал Балета» в любом случае заинтересует, потому что цветок-то камен­ный расцвел на диво. Балет в черно-серебристо-­огненных тонах красив. И не только красив. Новые визуальные акценты заставляют по-другому взглянуть и на привычную драму Данилы-мастера. Что ему дался этот каменный цветок? Что не так? Почему «не выходит Каменный цветок»? Фраза, которая среди уральцев давно стала мемом, вдруг произносится уже без улыбки. Огненно-золотой каменный цветок обращает не просто к бажовскому сказу – к бажовской мифологии, мистическим символам.

Вспомним: промыслы, завязанные на добычу подземных ценностей, по определению нацелены на обогащение, часто несут раздор и зло (и эта линия приказчика Северьяна сохраняется в премьере). Но у Бажова главные герои ищут не выгоду, а мастерство, силу, истину. Тот камень, который открывает Даниле Хозяйка Медной горы (огненно-золотой, он кажется воплощением реального богатства в руках), для бажовского мастера-резчика – всего лишь рабочий материал, из которого путем огранки еще предстоит сделать чудо. Как? Даниле непременно надо докопаться до этого. Но… прикосновение к тайной мудрости земли влияет и на судьбы людей, что живут возле Камня – возле этих уральских гор. Канет «в гору», пропадет корыстный Северьян (это по Бажову). Своя драма возникнет между Данилой и Катериной (тоже по бажовскому сюжету). Но стоит ли Каменный цветок человеческих мучений? Как самому
не окаменеть?

– Знаете, очень хотелось протянуть в балете линию творчества, – отвечает на этот вопрос «ОГ» Юлиана Лайкова. – В самом начале истории Даниле попадается особенный камень. Другой. И Хозяйка, одежды которой имеют цвет этого «особенного, другого камня», заманивает его в иной мир. Это даже не муки с созданием конкретного цветка. Эта история – как заманить человека, образно говоря – поменять его душу и вернуть творцом…

Светящийся камень из другого мира, что попадает в руки Даниле, ведет его через весь спектакль. С его помощью взламывается гора, возникает лавинная история цвета и света Камня. Открывается тот самый путь к мастерству, силе, истине. И на этом пути, подчас мучительном, любовь только в помощь. В литературном первоисточнике, сказе Бажова, Хозяйка Медной горы оказалась непреодолимой помехой счастью Данилы и Катерины. В спектак­ле – иной нюанс: Катерина пошла за своим мастером, практически сама стала тем человеком, который камень прорабатывает, высвобождая из плена Каменный цветок – сама стала творцом и Данилу, обретшего новую силу мастера-резчика, вернула в мир людей. Как ни крути – не было бы любви, не возник бы и чудо-цветок.

И все это, не будем забывать, в танце. Отнюдь не народно-бытовом, как в классической версии балета и как, вообще, можно было бы ожидать в бажовской истории.

– Я обожаю Прокофьева, – признается Антон Пимонов, хореограф-постановщик. – Многие считают: это не балетный композитор, а для меня он наоборот – 100-процентно балетный. Сознательно ли я уходил от бытовой окраски хореографии? Не только здесь, во всех своих постановках от бытовой краски ухожу. Почему? Наверное, мне это удобнее и понятнее. В этой постановке, я бы так сказал, получается условность. Это по мотивам «Малахитовой шкатулки». Но! Наверное, сегодняшнему зрителю было бы скучно смотреть бытовую историю про малахитовую шкатулку, историю про цветок-кувшин (улыбается). Как Данила-мастер лепит кувшин. Скучно. Поэтому мы пошли другим путем…

Ранее «Областная газета» писала о том, что в театре «Урал Опера Балет» состоялась презентация весенней сказки «Снегурочка».

Читать продолжение в источнике: Обл Газета
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'