В центре «Эрмитаж-Урал» открыли первую экспозицию 2025 года. Это проект «Сны о вечном» питерского скульптора Виктора Грачёва, который представил в Екатеринбурге восемь произведений из мрамора месторождения в Коелге (Челябинская область). Для нашего музея выставка оказалась своего рода экспериментом, так как работы размещены не в привычном экспозиционном пространстве, а на трех этажах атриума центра. И полюбоваться мраморными скульптурами смогут все посетители этой площадки.
Выставка проходит в том числе в рамках проекта «Белый мрамор России», цель которого — соединить российские природные ресурсы и художественную культуру, мрамор и искусство, творчество и промышленность. И, как считает Виктор Грачёв, потенциал мрамора одного из крупнейших российских месторождений в Коелге недооценен скульпторами. Как говорится, если хочешь что-то изменить — начинай с себя. Виктор так и сделал. Причем он предложил Екатеринбургскому музею ИЗО проект, когда еще не было ни одного эскиза, но сотрудники, оценив портфолио, пошли на этот эксперимент.
— Мне дали большую фору, и я очень благодарен, поскольку это помогло в реализации проекта. С мрамором я, конечно, работал, но чтобы вот так, всего лишь за год сделать сразу восемь новых скульптур, такого опыта у меня еще не было, — делится Виктор Грачёв. — А коелгский мрамор прекрасен, но известен больше как архитектурный материал. И я бы хотел, чтобы мой проект стал примером для других скульпторов, чтобы они открыли для себя этот камень, взаимодействовали с производством. Кстати, в прошлом году производству мрамора в Коелге исполнилось 100 лет. Люди там трудятся целыми династиями, и, увидев скульптуры, они были удивлены, что, оказывается, их мрамор может иметь такой вид. Он действительно живой и пластичный, теперь это может оценить и свердловский зритель.

Работы Виктора Грачёва нефигуративны, они несут в себе скорее состояние формы, а не образ. Хотя с этим можно и поспорить, каждый увидит в них свое: среди названий произведений — «Рождение», «Ночь», «Шелест», «Эхо». И всё это кажется справедливым. Отдельная история, конечно, в том, как художник высекает из мрамора то, что ему нужно.
— Расчерчиваю мраморный блок, чтобы грубо обтесать лишнее углы, сбить. В какой-то момент я отставляю эскиз, и работаю уже с конкретным камнем, иду от его формы, рисунка, фактуры, — рассказывает Виктор Грачёв.
Подход к каждому камню, из которых создавались произведения этого автора, отличается, и зритель это увидит. Но важно еще, что выставка «Сны о вечном» — это не только скульптуры, проект получился мультидисциплинарным: в нем и изобразительное искусство, и музыка, и видео-арт.
— На заводе очень шумно, все время гудит компрессор, поэтому наушники — необходимость, только так будешь чувствовать себя комфортно. И когда я начал делать первую скульптуру, понял, что в этом проекте буду апеллировать к музыке, без нее композиция останется незавершенной. И я стал искать композитора, который смог бы интерпретировать шум завода в музыкальные произведения — для каждой скульптуры свое, — поясняет Виктор Грачёв.

Так в проект вошел челябинский композитор электронной музыки Роман Хайруплин. Он бережно записал все звуки, наполняющие завод, и с помощью современных технологий преобразовал их в музыку, которая наряду со скульптурой формирует пространство выставки. Но и это не всё. Чуть позже к проекту присоединился друг Виктора Грачёва — петербургский художник Дмитрий Лейкин, он на основе виртуальной модели скульптуры «Портал» создал видео-арт, драматургия которого строится на трансформациях: тяжёлая каменная скульптура вдруг становится лёгкой и подвижной. Дмитрий тоже приехал на открытие выставки в Екатеринбург.
— Я почувствовал, что в этом проекте можно сделать что-то свое, вложить творческий потенциал, который есть. Я уже и не помню, кто первым предложил добавить визуализацию, кажется, это была общая идея, — говорит Дмитрий Лейкин. — Мы отсняли скульптуру «Портал» более чем с 20 точек, и с помощью искусственного интеллекта сделали виртуальную модель, на основе чего была создана представленная видеоинсталляция. Такая смесь искусственного интеллекта и интеллектуального искусства.
Любопытно, что Виктор Грачёв даже подумал о том, что зрителю обязательно захочется прикоснуться к скульптурам. Это действительно так, но делать этого, увы, нельзя.
— Мрамор гидрофобный, если его будут трогать, постепенно образуются жёлтые пятна, — предостерегает художник. — А чтобы удовлетворить потребность посетителей, я сделал специальные мраморные пуфики, их можно не только трогать, но и присесть на них. Так я поощряю желание зрителей максимально «приложиться» к этому материалу.
Важно и то, что проект «Белый мрамор России» стал источником творческих инициатив студентов Челябинского государственного института культуры, которые под руководством режиссера Стеллы Пановой создали ряд документальных фильмов, рассказывающих о коелгинском мраморе. Эти киноработы тоже можно увидеть в «Эрмитаж-Урале» — на третьем этаже, в пространстве лектория.


Ранее «Областная газета» писала о том, чем в 2025 году удивит Екатеринбургский музей изобразительных искусств.