Уже три года в столице Урала существует и развивается дуэт выпускников Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского Тамары Парамоновой и Александра Терещука, который объединил, казалось бы, несочетаемые вещи: звучание джазового саксофона и классической виолончели. В их репертуаре переложения и оригинальные композиции от барокко до современной академической музыки. Александр — концертмейстер в Свердловском академическом театре музыкальной комедии, а Тамара — лауреат всероссийских и международных конкурсов, солист квартетов «Градиент», «По-квартет», ансамблей iSaxBand и InterText. Артисты выступают на знаковых площадках области и столицы Урала — одни из последних концертов прошли в Доме музыки и центре «Эрмитаж-Урал». «Областная газета» пообщалась с дуэтом в преддверии их большого концерта «Вокруг света за 80 минут», который пройдет 24 января в Доме Качки (Музей истории Екатеринбурга).
— Расскажите, с чего началась история вашего совместного творчества?
Тамара Парамонова: Впервые мы выступили вместе еще в составе ансамбля современной академической музыки InterText в 2016 году. Это был концерт в городе Чайковском в рамках Международной академии молодых композиторов. После этого примерно четыре года мы продолжали выступать исключительно в составе ансамбля. Но со временем у нас появилось желание создать собственный дуэт, благодаря которому мы смогли бы свободно реализовывать свои идеи и экспериментировать. Нам хотелось исполнять барочную музыку, а также исследовать произведения с народными мотивами, и именно этим мы сейчас и занимаемся.
— Что составляет основу вашего репертуара?
Александр Терещук: У нас есть несколько программ, которые включают как оригинальные произведения современных музыкантов, так и наши собственные аранжировки полюбившихся композиций. Однако стоит признать, что оригинальный репертуар для дуэта саксофона и виолончели весьма ограничен. Первое произведение для такого состава появилось в 1953 году, а настоящий всплеск интереса к подобной комбинации инструментов возник лишь в 1990-е годы, когда современные композиторы начали активно получать заказы на создание новой музыки, что в итоге породило множество интересных и необычных работ.
Т. П.: Мы также стараемся сотрудничать с местными авторами. По моей просьбе уральский композитор Александр Жемчужников написал произведение для нашего состава под названием «Три с половиной», которое отражает его структуру, состоящую из трех частей: «Что-то внезапное», «Игра» и «Внутри» — с двумя короткими связками между ними. Завершается всё на полуслове, что символизирует недосказанность. Мы его впервые исполнили в Ельцин Центре в 2020 году.
Даже несмотря на всё это, вокруг так много чудесной музыки, которую нам хочется исполнять и делиться с людьми. Конечно же, мы постоянно занимаемся переложениями, адаптируем ее, думаем, как лучше приспособить к нашим инструментам, пробуем разные необычные приемы и техники. Чаще всего именно Александру приходится адаптировать свою виолончель — сколько инструментов он уже «приручил»: гитару, уд, рояль, фагот, саксофон, бас, а еще добавил элементы перкуссии в свое исполнение.
А.Т.: Именно поэтому наш репертуар охватывает широкий спектр музыкальных направлений: начиная от академической музыки времен барокко, классицизма, романтизма и заканчивая авангардными и современными произведениями, также сюда входят народные мотивы, джазовые и популярные мелодии. Каждое произведение обладает своим уникальным настроением: среди них найдутся как трогательные и меланхоличные, так и радостные, энергичные или же те, что заставляют погрузиться в размышления.
Кроме того, необычное сочетание инструментов и тембров погружает слушателя в абсолютно уникальный мир. В таком дуэте всегда идет поиск компромисса, стремление к единству и новизне. Наши инструменты принадлежат к разным группам, где принципы извлечения звука кардинально различаются, да и динамический диапазон у каждого свой. Поэтому мне нередко приходится играть значительно громче, а Тамаре, напротив, тише, чтобы достичь баланса. Это любопытное сочетание, ведь также каждый инструмент имеет свое устоявшееся амплуа в восприятии слушателей: виолончель традиционно ассоциируют с классической музыкой, а саксофон — с джазом.
— Делая адаптации для дуэта, вы при этом смешиваете стили и направления?
А. Т.: Выдающиеся композиторы редко ограничивали себя рамками одного стиля, и мы тоже стараемся составлять программы нашего дуэта максимально разнообразно, иногда объединяя в одной пьесе сразу несколько музыкальных направлений. Например, композиция «Щедрик», которая является украинской народной песней, обработанной Николаем Леонтовичем и аранжированной нами, сочетает в себе архаичную народную мелодию, классические формы и ритмическую структуру, характерную для современной музыки. Помимо этого, в нашу программу «Время музыкальных открытий» включено произведение бразильского композитора Эйтора Вила-Лобоса. Особенность его творчества в том, что он смог синтезировать бразильскую народную и европейскую классическую музыку. Еще один яркий пример — аргентинский композитор второй половины XX века Астор Пьяццолла, который сумел интегрировать элементы американского джаза в традиционное танго.
Так что смешение стилей — это нечто вполне естественное для музыкантов, чем занимались композиторы до нас, и мы стараемся использовать этот ценный опыт, привнося что-то свое.
— В каких знаковых мероприятиях участвовал дуэт?
А. Т.: Конечно же, это композиторская школа в городе Чайковском, куда съезжаются композиторы и музыканты со всей России и стран ближнего зарубежья, с чего и началось наше музыкальное знакомство. Еще одним интересным опытом стало сотрудничество с Уральской индустриальной биеннале современного искусства. В рамках этого проекта мы представили две программы: одна была исполнена в цехе Уральского оптико-механического завода имени Э. С. Яламова, а другая — «Между сном и пробуждением» — прошла в одном из старейших кинотеатров Екатеринбурга, «Салюте».
Т. П.: Дуэт Sax_Cello Duo как самостоятельная единица существует всего три года, и за этот короткий срок мы успели сыграть более десяти различных программ. Мы неоднократно принимали участие в фестивале Ural Music Night, сотрудничали с органисткой Натальей Ворониной в Нижнетагильской филармонии. А также участвовали в 2024 году в юбилейном концерте, посвященном дню рождения изобретателя саксофона Адольфа Сакса, который прошел в Большом зале Свердловской государственной академической филармонии.
Всего месяц назад наш дуэт собрал полный зал в ДК имени И. В. Окунева в Нижнем Тагиле с программой «Вокруг света за 80 минут». Эта программа — наша особая гордость, она объединяет музыкальные мотивы из разных уголков мира: Аргентины, Турции, Венгрии, Китая. Кроме того, мы выступали на сценах Перми, Полевского, Сысерти, Верхней Пышмы.
— Каким вы видите будущее дуэта? Какие планы на 2025 год?
Т. П.: Прежде всего, мы намерены продолжить наши гастроли по области, чтобы каждый, независимо от того, живет он в деревне или в большом городе, мог в камерной обстановке насладиться живым исполнением музыки, погрузиться в себя и хоть ненадолго отвлечься от бешеного ритма нашей жизни. Также в наших планах приступить к созданию собственной оригинальной авторской музыки, но это следующий шаг. Очень надеемся, что удастся выкроить время и воплотить все наши замыслы.
А. Т.: Сейчас, как никогда, важно привлекать молодежь к камерным, более академическим концертам. Этот формат помогает молодым людям находить глубину и смысл в искусстве, по-новому смотреть на мир, шире и тоньше воспринимать действительность. Радует, что благодаря стриминговым сервисам доступ к такой музыке стал проще, и мы видим тенденцию к росту интереса среди молодежи. Конечно, они еще не так часто посещают живые концерты, как старшее поколение, но в этом и состоит наша задача — найти подход и заинтересовать их.
Ранее «Областная газета» писала о том, что Красноуфимскому ансамблю «Уралочка» присвоено звание заслуженного коллектива народного творчества.