В уральской столице появились первые работы художников-участников 16‑го Международного фестиваля уличного искусства «Стенограффия». Арт-объекты уже стали частью городского ландшафта, а многие отражают личные истории авторов, сообщили в департаменте информационной политики Свердловской области.
Одна из самых необычных работ — фреска «Марина» от художника из Швейцарии Antoine Guignard (LPVDA), выполненная в редкой технике шлифовки по дереву. Арт-объект разместился на фасаде дома на улице Первомайской, 103. Композиция посвящена волонтеру фестиваля Марине, которая предоставила художнику семейные реликвии: медаль «За трудовую доблесть», олимпийских мишек, матрешку, подсвечник и другие предметы. Все они вошли в фреску как символы культурной и личной памяти.
«Идея проекта состоит в том, чтобы создать что-то одновременно и обезличенное, и сокровенное, чтобы локальная аудитория смогла идентифицировать себя с работой. Для этого проекта мне было важно найти типичные российские объекты, чтобы по простой фотографии можно было определить местоположение фрески. Например, в этой работе есть простые элементы с легко узнаваемым символизмом, такие как матрешки, значок с надписью: „Урал“», — сказал автор.
Вторая завершенная работа фестиваля — масштабный мурал «На берегу этой тихой реки» от уфимского художника Мансура Зияева, появившийся на набережной Исети. Панорамная роспись площадью более 600 кв. метров создана на основе архивных фотографий Екатеринбурга и рассказывает об исторической связи города с природой.

«Принцип формирования сюжета мурала исходил из запроса „город и природа“. Также я опирался на среду: на месте есть Царский мост, и я понял, что городской сюжет будет ближе к этой сложной архитектурной форме. В начале мурала сюжеты о природе, речке, воде. А в центре — плавный переход через деревню, панораму города, деревянные частные дома в среду старого Свердловска. Если смотреть слева направо, то будет читаться мотив перехода от природы к городу», — рассказал Мансур Зияев.
Мурал объединяет сцены из городской жизни и сельской идиллии: стирающие белье женщины у Царского моста, рынок, старушку у дома, детей с удочками. Среди отсылок — исторические фото 1880–1980‑х годов, Тарасовская набережная, площадь 1905 года, дом Ипатьева, Плотинка и даже венецианские лодочки — редкий элемент городской истории, включенный в работу как символ уральской экзотики.
Напомним, в этом году более 15 новых арт-объектов появятся в рамках «Стенограффии». Авторами проектов станут художники из шести городов России и пяти стран мира. Часть работ прошлых сезонов фестиваля будут отреставрированы.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге восстановили мурал в переходе у Театра юного зрителя.