ассистент кафедры гражданского права Уральского государственного юридического университета имени В. Ф. Яковлева, руководитель практики товарных знаков Z&G.Patent, патентный поверенный РФ (№ 2542)
Один из частых вопросов для любого собственника бизнеса — а надо ли регистрировать товарный знак и зачем он вообще нужен?
С точки зрения закона, товарный знак — это обозначение, которое индивидуализирует товар (а знак обслуживания — услугу) и позволяет потребителю отличить его от других товаров или услуг других участников рынка в этой сфере. Им может быть название, слоган, логотип, изображение и многое другое.
Важно: товарный знак защищается только после регистрации в Роспатенте и только в отношении тех товаров и услуг, которые были заявлены при регистрации.
Не всякое обозначение может получить защиту — в статье 1483 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) установлен перечень оснований для отказа в регистрации.
На практике одними из самых распространенных оснований для отказа в регистрации являются:
— признание обозначения неохраняемым (то есть его могут использовать все) в силу характеристики товара или услуги (например, «вкусное молоко», «ГИДРОМАШ», «Аптека 24/7», основание — подпункт 3 пункта 1 статьи 1483 ГК РФ);
— наличие более раннего такого же или похожего товарного знака (или уже поданной заявки на регистрацию) в отношении этой же сферы товаров/услуг (например, «addidas» и «abibas» в отношении одежды и обуви, основание — пункт 6 статьи 1483 ГК РФ).
Поэтому перед подачей заявки настоятельно рекомендуется проверить обозначение на возможность его регистрации. Как правило, этим занимаются патентные поверенные.
На товарный знак предоставляется исключительное право, которое защищается: использование иным лицом без согласия правообладателя такого же или похожего (сходного до степени смешения) обозначения для этих же товаров/услуг является нарушением, а промаркированный нарушителем товар является контрафактным.
По сути, товарный знак позволяет потребителю избежать подделок.
Последствия, возникающие при нарушении:
— изъятие и уничтожение за счет нарушителя контрафактных товаров;
— удаление нарушающего обозначения с вывесок, документации, этикеток и пр.;
— взыскание убытков или компенсации на усмотрение правообладателя.
При этом способы расчета компенсации могут быть разными:
— от 10 тыс. до 5 млн рублей по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
— в двукратном размере стоимости контрафактных товаров;
— в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
Так, наличие товарного знака не является обязательным, но дает ряд преимуществ:
— никто другой не вправе использовать такое же или похожее на ваш товарный знак обозначение для таких же товаров/услуг;
— поскольку не допускается регистрация, если есть уже чужой сходный товарный знак, то при наличии регистрации вы уже не нарушаете права на чужой товарный знак;
— товарный знак является обязательным элементом договора коммерческой концессии (франшиза);
— кроме того, на практике для размещения на некоторых торговых площадках или маркетплейсах наличие товарного знака зачастую является либо обязательным условием, либо дает дополнительные преимущества.
Поэтому товарный знак уже долгое время является одним из самых востребованных средств индивидуализации, которые защищаются законом. Так, несмотря на то, что с 5 октября 2024 года были достаточно серьезно подняты государственные пошлины на регистрацию, количество товарных знаков не уменьшается — только за 2024 год было зарегистрировано более 90 тыс. товарных знаков.
С точки зрения закона, товарный знак — это обозначение, которое индивидуализирует товар (а знак обслуживания — услугу) и позволяет потребителю отличить его от других товаров или услуг других участников рынка в этой сфере. Им может быть название, слоган, логотип, изображение и многое другое.
Важно: товарный знак защищается только после регистрации в Роспатенте и только в отношении тех товаров и услуг, которые были заявлены при регистрации.
Не всякое обозначение может получить защиту — в статье 1483 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) установлен перечень оснований для отказа в регистрации.
На практике одними из самых распространенных оснований для отказа в регистрации являются:
— признание обозначения неохраняемым (то есть его могут использовать все) в силу характеристики товара или услуги (например, «вкусное молоко», «ГИДРОМАШ», «Аптека 24/7», основание — подпункт 3 пункта 1 статьи 1483 ГК РФ);
— наличие более раннего такого же или похожего товарного знака (или уже поданной заявки на регистрацию) в отношении этой же сферы товаров/услуг (например, «addidas» и «abibas» в отношении одежды и обуви, основание — пункт 6 статьи 1483 ГК РФ).
Поэтому перед подачей заявки настоятельно рекомендуется проверить обозначение на возможность его регистрации. Как правило, этим занимаются патентные поверенные.
На товарный знак предоставляется исключительное право, которое защищается: использование иным лицом без согласия правообладателя такого же или похожего (сходного до степени смешения) обозначения для этих же товаров/услуг является нарушением, а промаркированный нарушителем товар является контрафактным.
По сути, товарный знак позволяет потребителю избежать подделок.
Последствия, возникающие при нарушении:
— изъятие и уничтожение за счет нарушителя контрафактных товаров;
— удаление нарушающего обозначения с вывесок, документации, этикеток и пр.;
— взыскание убытков или компенсации на усмотрение правообладателя.
При этом способы расчета компенсации могут быть разными:
— от 10 тыс. до 5 млн рублей по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
— в двукратном размере стоимости контрафактных товаров;
— в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
Так, наличие товарного знака не является обязательным, но дает ряд преимуществ:
— никто другой не вправе использовать такое же или похожее на ваш товарный знак обозначение для таких же товаров/услуг;
— поскольку не допускается регистрация, если есть уже чужой сходный товарный знак, то при наличии регистрации вы уже не нарушаете права на чужой товарный знак;
— товарный знак является обязательным элементом договора коммерческой концессии (франшиза);
— кроме того, на практике для размещения на некоторых торговых площадках или маркетплейсах наличие товарного знака зачастую является либо обязательным условием, либо дает дополнительные преимущества.
Поэтому товарный знак уже долгое время является одним из самых востребованных средств индивидуализации, которые защищаются законом. Так, несмотря на то, что с 5 октября 2024 года были достаточно серьезно подняты государственные пошлины на регистрацию, количество товарных знаков не уменьшается — только за 2024 год было зарегистрировано более 90 тыс. товарных знаков.