В этом году Уральский государственный медицинский университет (УГМУ) отмечает 95-летие. К своему юбилею университет подтвердил статус участника федеральной программы стратегического технологического лидерства «Приоритет». Это решение стало признанием высокого потенциала вуза в сфере научных исследований, цифровых решений и подготовки кадров для здравоохранения будущего. О том, что удалось сделать в рамках реализации программы, какие перспективы открываются перед вузом, рассказала «ОГ» доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, ректор УГМУ Ольга КОВТУН.
– Ольга Петровна, создание и становление УГМУ пришлось на советские годы. Заложенные тогда традиции не мешают развиваться в современных условиях?
– Да что вы, мы восхищаемся тем, что сумели сделать наши предшественники. С момента своего создания наш вуз, как бы ни менялось его название, занимался не только подготовкой медицинских кадров, но и разработкой методов лечения, технологий, препаратов, а также их внедрением. История УГМУ неразрывно связана с выдающимися представителями отечественной медицины, стоявшими у истоков крупнейших научных школ региона. Так, Давид Григорьевич Шефер, основатель уральской школы неврологии и нейрохирургии, в годы Великой Отечественной войны возглавлял нейрохирургическую службу Уральского военного округа. Моисей Израилевич Сахаров, один из основоположников уральской школы хирургии, организовывал бесперебойное обеспечение фронтовых и тыловых госпиталей донорской кровью. Борис Павлович Кушелевский внедрил в военное время эффективные схемы лечения пневмонии и дизентерии с применением сульфаниламидных препаратов, что спасло тысячи жизней. И многие другие. Все они в разные годы возглавляли кафедры Свердловского государственного медицинского института, были выдающимися учеными, мудрыми наставниками и людьми высокой культуры. Их научное наследие, профессионализм и педагогическая самоотдача стали прочным фундаментом для формирования интеллектуального и нравственного облика университета.
За 95 лет из стен университета вышло более 55 тысяч выпускников. Среди них много известных ученых, заслуженных врачей, общественных деятелей. Я не знаю второго такого вуза, как наш, который бы подготовил трех министров здравоохранения. Это Мария Дмитриевна Ковригина, которая в 1950 году стала первой женщиной-министром в нашей стране, Владимир Иванович Стародубов, возглавлявший российский Минздрав в конце 1990-х, и ныне действующий министр здравоохранения Российской Федерации Михаил Альбертович Мурашко. На третьем этаже университета размещена галерея портретов его выдающихся преподавателей и выпускников – наглядный ориентир для молодых.

– Получается, что с момента своего создания наш прославленный медицинский вуз реализовал в своей деятельности направления, которые легли в основу программы «Приоритет»?
– По сути, так оно и есть. В своей деятельности мы всегда стремились быть стратегическим партнером региона в сохранении здоровья уральцев. Во-первых, наш вуз во все времена выполнял задачу обеспечения медицинских учреждений кадрами – профессиональными, хорошо подготовленными. Нам, медицинским вузам, удалось избежать слепого следования Болонской системе образования – мы сохранили специалитет по всем основным направлениям подготовки. Обучение лечебному и медико-профилактическому делу, педиатрии длится шесть лет, клинической психологии – пять с половиной, фармации и стоматологии – пять лет. После этого молодые люди могут продолжить обучение в аспирантуре и ординатуре по выбранной специальности – кардиолога, невролога, хирурга и так далее. Бакалавриат предусмотрен только по двум направлениям: социальная работа и высшее сестринское образование.
Во-вторых, научная деятельность всегда была неотъемлемой частью жизни университета. Профессорско-преподавательский состав не только развивал передовые направления медицины, но и последовательно вовлекал в научную работу студентов, формируя преемственность поколений. Благодаря такому подходу уже на ранних этапах обучения создается исследовательская культура, а молодые специалисты приходят в профессию с прочным фундаментом знаний и навыков самостоятельной работы.
В-третьих, у нас накоплен опыт успешного сотрудничества с промышленными и фармацевтическими предприятиями по разработке и производству медицинского оборудования, материалов, препаратов. Например, еще в начале нулевых университет принимал активное участие в разработке линейки неонатального оборудования совместно с Уральским оптико-механическим заводом. Сегодня работаем над созданием аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) на Уральском приборостроительном заводе (УПЗ). Разработка отечественной аппаратуры и лекарственных препаратов является шагом к обеспечению технологической независимости нашей страны, в том числе и в медицине критических состояний. Шагом весьма своевременным, который позволил, в частности, принять в 2012 году стандарты ВОЗ по выхаживанию новорожденных весом от 500 граммов, нивелировать негативные последствия антироссийских санкций, справиться с пандемией COVID-19.
– Какие из проектов, над которыми УГМУ совместно с индустриальными партнерами сейчас работает, являются наиболее значимыми с точки зрения достижения технологического лидерства России?
– Вместе с УОМЗ мы разрабатываем первый отечественный пульсоксиметр для новорожденных, его апробация проходит в городском перинатальном центре Екатеринбурга. С УПЗ ведутся работы над первым отечественным аппаратом искусственного кровоснабжения и над линейкой мобивентов – мобильных аппаратов ИВЛ для детей и взрослых, которые могут использоваться в том числе в автомобилях скорой помощи, санавиации, домашних условиях для паллиативных больных.
Логичным шагом развития сотрудничества между наукой, медициной и производством стало сначала создание Уральского научно-образовательного консорциума биомедицины, фармации и медицинской инженерии, а в прошлом году и обновление его состава. Сейчас в нем 19 членов-участников, среди которых помимо уже упомянутых мною предприятий ряд институтов УрО РАН, Уральский федеральный университет имени Б.Н. Ельцина, а также крупные учреждения здравоохранения региона.
Важным стратегическим проектом является разработка биорезорбируемых материалов, которые способны безопасно рассасываться и ассимилироваться с организмом человека, их можно использовать для хирургии, стоматологии, травматологии, ортопедии. Тут тоже есть успехи! Так, имплантаты из никелида титана имеют прекрасную биологическую совместимость с тканями, их не надо удалять из организма, что исключает необходимость повторных операций. Изучаются перспективы применения в медицине сплавов титана с серебром, цинком, магнием.
В прошлом году коллектив ученых был удостоен национальной премии «Призвание» за разработку неинвазивных методов диагностики на основе оценки ротовой жидкости и буккального эпителия. Современные методы молекулярной диагностики, включая анализ мазков из полости рта, открывают новые возможности для оценки состояния зубочелюстной системы и выявления признаков ее раннего, преждевременного биологического старения. В УГМУ ведутся разработки, направленные на создание доступных и эффективных инструментов генетического мониторинга здоровья, которые в перспективе могут стать частью персонализированного подхода к профилактике и лечению заболеваний у пациентов любого возраста. С 2023 года в обязательном порядке проводится неонатальный скрининг на 36 заболеваний, большинство из которых наследственные и врожденные. И это прекрасно! Но надо двигаться дальше. Мы хотим создать генетический центр, где проводили бы обследования на предрасположенность к части онкологических, кардиологических, неврологических и других заболеваний. Со временем это приведет к созданию генетического паспорта каждого свердловчанина.
– Удается ли в ходе совместных разработок избегать «научной ревности», споров о вкладе каждого?
– Работаем дружно, единой командой на результат. Например, при разработке новых тканезамещающих и биорезорбируемых имплантатов технари отвечают за все, что связано с металловедением, материаловедением, а травматологи, стоматологи, хирурги оценивают полученные продукты с медицинской точки зрения, проводят доклинические исследования. Или еще пример. При разработке аппаратов ИВЛ наши специалисты участвуют в подборе различных режимов вентиляции и респираторной поддержки. Причем проводится подбор на специально созданных фантомах, симуляторах, а не у постели ребенка или взрослого пациента.
На равных ученые нашего университета и специалисты IТ-компании разрабатывали первую в стране систему дистанционного медицинского контроля за состоянием детей с сахарным диабетом первого типа. Биосенсоры, которыми оснащена инсулиновая помпа, передают данные через облачные технологии на компьютер врача, и тот может дистанционно проконсультировать родителей и скорректировать лечение. Данная система уже внедрена в Свердловской области.
Экспертно-консультационное сопровождение нашего вуза помогает оценить достоинства техники не с инженерной, а с медицинской точки зрения. Это наш вклад, наше ноу-хау.
– Насколько активно участвуют в научных исследованиях студенты?
– Положительный опыт продемонстрировали созданные молодежные научные лаборатории. Студенты подключаются к научно-исследовательской деятельности на первом курсе, и университет создает для этого все условия. Мы даже ввели должность стажера-исследователя, платим наиболее активным и талантливым ребятам зарплату. Наши студенты и молодые ученые получают патенты, их разработки применяются в клинической практике.
– Как развитие медицины высоких технологий и участие вуза в создании этих технологий влияет на процесс образования?
– Сама жизнь диктует необходимость изменений в подготовке специалистов, они должны обладать не только профессиональными, но и междисциплинарными, цифровыми, исследовательскими компетенциями, а также компетенциями по управлению проектами. И это понимаем не только мы.
Многолетнее сотрудничество с индустриальными партнерами привело к тому, что ряд инженеров выразили желание получить основы медицинских знаний, а ряд врачей – технических навыков. И в этом учебном году совместно с индустриальными партнерами мы запускаем программу профессиональной переподготовки конструкторов и медицинских инженеров.
Партнерство вуза с представителями промышленности необходимо, чтобы сформировать у выпускников не просто инженерное мышление, но и умение работать в команде с клиницистами, реальное понимание потребностей отрасли и конкретного пациента.
В 2022 году в нашем университете была создана цифровая кафедра, цель которой обучить студентов использовать передовые IT-технологии в области медицины. Важно, что тематика кейсов, которые мы создаем на этой кафедре, продиктована запросами врачей и медицинских организаций.
Одним из первых в стране университет открыл ординатуру по очень востребованным в наши дни специальностям «Лабораторная генетика» и «Генетика». Кстати, генные исследования, разработка генных и клеточных технологий давно и активно развиваются в нашем вузе. Прежде всего это так называемые мезенхимальные стволовые клетки (МСК), способные дифференцироваться в различные типы клеток, на их основе может быть изготовлена суспензия, которая будет обладать иммуномодулирующим действием, использоваться не только в косметологии, но и в кардиологии, неврологии, травматологии, онкологии.
Не могу не сказать и вот о чем, у образовательного процесса две составляющие – студенты и преподаватели. И учиться, чтобы успевать за требованиями времени и даже опережать их, должны в первую очередь преподаватели. Поэтому для них постоянно проходят обучающие семинары, проводится оценка цифровой зрелости.
Ранее «Областная газета» писала о том, что студенты УГМУ стали победителями II Международной олимпиады по офтальмологии.