В поселке Пышма на начало Великой Отечественной войны в 1941 году были колхоз и машинно-тракторная мастерская (МТМ), где ремонтировали сельскохозяйственную технику. Во время войны необходимо стало наладить не только реставрацию запчастей, но и изготовление новых, ремонт автомобильных двигателей для нужд Красной армии.
В ноябре 1941 года на базе МТМ был образован Пышминский моторемонтный завод. От МТМ заводу достались три старых токарных станка, по одному фрезерному, сверлильному и расточному станку. Производственные участки и служебные помещения располагались в единственном помещении. Там был цех со станками и сборочный цех, где собирали автомашины для фронта. На втором этаже была бухгалтерия, над ней соорудили надстройку для общежития шоферов, ремонтировавших грузовики для фронта.
Когда началась Великая Отечественная война, Елене Александровне Чернышёвой было 14 лет. Ее отца и старшего брата призвали в ряды Красной армии, они остались с мамой вдвоем. Мама работала в колхозе, Елена помогала ей по дому. Она вспоминала, что почти все работники МТМ ушли на фронт, нужны были кадры. Из Байкаловского района на завод командировали пять специалистов: токаря-шлифовщика, электромеханика, кузнеца и слесарей. Они обучали рабочим специальностям подростков и женщин.
– Мы с друзьями решили пойти работать, чтобы помогать нашей стране в борьбе против фашистов, – писала она в своих воспоминаниях, сохранившихся в районном архиве. – Меня сразу же в составе новой группы подростков отправили на учебу в Режевскую школу механизации. В декабре 1941 года после обучения мы пришли работать на токарном, шлифовальном и фрезерном станках. На ремонт тракторов и комбайнов составлялись жесткие графики, а для ремонта фронтовых автомобилей они были еще жестче. Рабочий день длился 12 часов, если заказ был срочный, работали и в выходные дни, иногда ночевали прямо в цехе. Первое время сильно болели руки, они были все в мозолях, стерты в кровь, сильно уставали ноги, тянуло спину. Зимой, когда на улице и в цехе стоял жуткий холод, руки от железа обжигало и ломило. Но потом я приноровилась к станку, и стало полегче работать, забывала про боль и усталость. Так прошел 1942 год – мы постоянно кого-то провожали на войну, обучали и помогали вновь пришедшим подросткам.
Ветеран отмечала, что весной 1943 года все мужчины бригады, которая собирала грузовики, ушли на фронт, на завод пришли новые подростки 14-15 лет. Они работали по 12-14 часов, иногда не уходили по двое-трое суток. Среди шоферов тогда были почти все девушки.
Время было очень тяжелое, голодное. Большую часть продуктов отправляли на фронт, работникам по карточкам давали 400 граммов хлеба в день, в столовой готовили капустную баланду, приправленную чайной ложкой растительного масла.
– Но мы с ребятами не унывали и не сдавались, помогали друг другу. Нам хотелось как можно быстрее сделать необходимые запчасти, чтобы раньше срока успеть собрать автомашины и отправить на фронт, где их так ждут наши солдаты. Ведь мы свято верили, что наша работа нужна Красной армии, и каждый хотел внести свой вклад в борьбу с фашистами, верили, что обязательно победим фашистских захватчиков! Когда отправляли машины, мы с девчонками написали и передали письма для солдат со словами благодарности и поддержки, с надеждой на их возвращение домой.
Вот так самоотверженно, не щадя сил, трудились наши прабабушки на Пышминском ремзаводе. Без помощи тыла, без доблестного и мужественного труда людей, работавших на заводах, не было бы этой Великой Победы!
Екатерина СЕНЦОВА, Пышминская СОШ
Ранее «Областная газета» писала о том, что корреспонденты школьного радио «Созвездие» записали большое интервью с представителями Совета ветеранов Уральского Добровольческого танкового корпуса.
Опубликовано в №87 (10194) от 23 апреля 2025 года.