В Ревде 25 марта подвели итоги ежегодной премии «Лидер культуры». Она вручается артистам и педагогам за достижения в области культуры и искусства, за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие отрасли. Одним из «Лидеров» стала основатель театральной студии «Играй-город» Татьяна Вяткина — её отметили, как одну из самых продуктивных авторов и режиссеров проектов по программе «Пушкинская карта». Корреспондент «ОГ» Мария Зиновьева узнала у Татьяны Вяткиной, каково это работать в сфере культуры, почему ей нравится работать с детьми и что для неё значит статус «Лидера культуры».
«Вдохновляет энергия детей»
— Татьяна Александровна, почему вы стали заниматься культурой и творчеством?
— Это было заложено во мне с самого юного возраста. Конечно, наверное, не обязательно было заниматься именно театром, могли быть другие варианты. Но кроме искусства и культуры вариантов не было никаких.
— А что вас в этой сфере вдохновляет? Какие темы самые близкие для вас?
— Во-первых, источник вдохновения — это литература. Во-вторых, это энергия детей, юношей и девушек, которые меня окружают. А поскольку меня окружает юношество, я хочу ставить спектакли о любви: о том, что беспокоит молодых ребят. Я живу их мыслями, их порывами. Например, если их беспокоит несправедливость, то я тоже начинаю о ней думать. Мне нравится, что ребята смеются, нравится их энергетика, нравится, что они ищут. Нравится даже то, что они в чём-то не согласны со мной, хотя, я уверена, что потом согласятся.
— Каждый год в коллектив приходят новенькие. Трудно ли им вливаться и играть чьи-то роли?
— Я думаю, да, им трудно вливаться. Все приходят со своей манерой игры, со своим характером. Дело в том, что к нам приходят не просто дети, а дети с определенной оригинальностью. И процент этой оригинальности у всех разный. Я всегда хотела бы, чтобы новенькие приходили в начале года и вливались в коллектив с самого начала, чтобы прошли через тренинги, чтобы как-то притёрлись немножко.
— Сложно ли отпускать ребят, которые уходят из коллектива?
— Их отпускать сложно, но в то же время и радостно. Прежде всего, они точно будут хорошими людьми, духовно интересными. Мы осознаем, что они растут, что они когда-то полетят. Тех, кто полетел в искусство, конечно, благословляешь с особым чувством. Тех, кто просто вырос — тоже с большой любовью посылаешь вперед, на удачу, на счастье.
«Каждый раз клянусь, что не буду писать сценарии. Но всё равно пишу»

— У вас очень много интересных и ярких работ. Какие лично вам больше запомнились?
— Каждый раз мне кажется, что последняя работа — самая лучшая, и так было всегда. Например, пять лет назад мне казалось: «Вот это классно получилось!», а потом появляется что-то новое, и сразу думаешь: «Да нет вот это классно получилось!». Сейчас я очень рада и удовлетворена работой «Повести Белкина». Мне кажется, что ребята в этом спектакле зазвучали по-новому. Они так долго смеялись, занимались поэзией, что теперь эта работа нравится мне больше всех. Но, как я сказала, это, скорее всего, до следующей постановки.
— Что в «Повестях» было сложно, что не очень? В чем сами ребята помогали?
— Вообще было очень сложно. У сейчас необыкновенная загруженность сцены. И выйти на сцену было сложно, соответственно начать строить мизансцену тоже. Да и ребята уже взрослые — у них наступило время экзаменов: один с репетитором, другой на пробнике… Но потом как-то все сложилось, буквально в самые последние репетиции.
— Я знаю, что вы самостоятельно пишете сценарии к своим постановкам…
— Скажу честно — это ужасно, ужасно сложно. Я вообще не сценарист. Каждый раз сама себе клянусь, что ни за что больше не буду лично писать сценарий, а возьму готовый. Клянусь, а потом всё равно всё пишу сама.
— На спектакли всегда приходят разные отзывы. Как вы справляетесь с критикой и обратной связью?
— Критику принимаю достаточно болезненно, но предпочитаю эту болезнь вынашивать в себе и размышлять над ней. Но, опираясь на критику, я стараюсь, чтобы все спектакли с каждым разом были всё лучше и лучше. И важно, что любая обратная связь — это показатель, что твоё искусство замечено зрителем и что-то значит.
«Ревда — очень талантливый город»

— Вы преподаёте театральное искусство детям. Как педагог, скажите, как вы видите взаимодействие культуры и образования?
— Я думаю, что они должны переплетаться. Не уверена, что так происходит всегда и везде, но хотелось бы, чтобы так было. Это нужно, чтобы то, что дается здесь, в искусстве, в культуре, ребята с легкостью использовали в образовательном процессе. Например: «Я посмотрела спектакль, потом открою книгу по нему, а дальше на пятёрку сдам экзамен». Вот так было бы хорошо.
— Как вы видите роль культуры в современном обществе? Нравится ли людям находиться в этой сфере?
— Мне кажется, что не всем нравится. Можно сказать, что это «прививка»: она должна случиться, и если она не случится, то будешь какой-то «однобокий». У всех может случиться такое, например: поучаствовали в какой-то истории и потом уже невозможно от неё отключиться, и ты теперь причастен к этому большому миру культуры и искусства. Вот эту «прививку» надо получить, и чем раньше, тем лучше. Потом не надо будет напрягаться, слушая серьезную музыку или читая серьёзную поэзию, а можно будет слушать и читать то, что вдохновляет вас на создание новых проектов. Нет конкретного рецепта, это его величество случай.
— Что для вас значит звание «Лидера культуры»?
— Для меня это весомо. Я часто вижу, каких талантливых людей выбирают. И как бы ни смотрели соседи, Ревда — все-таки это очень талантливый город: и музыкальная школа пестрит именами, и художественная школа, да и просто творческих людей в городе предостаточно. Поэтому быть выбранной среди них, даже на один год — очень значимо.
— Какой совет вы бы дали молодым специалистам, стремящимся к карьере в культуре?
— Карьера — не очень правильное слово в сфере культуры. В культуре больше подходят слова «жить», «работать», «творить». Какая тут карьера? Если ты собираешься жить, творить в культуре, то нужно не бояться браться за любые проекты. Это про смелость и дерзость. Не надо бояться быть другим, не надо бояться быть непонятым. Тебя может не понять один человек, а остальные 999 тебя поймут обязательно.

Ранее «Оластная газета» писала о том, что Виктор Якимов подключился к созданию безбарьерной среды в театре драмы Каменска-Уральского.