С началом Великой Отечественной войны, под угрозой внешней опасности Урал стал Опорным краем державы. Уральцы вместе с эвакуированным населением из западных регионов страны, используя вывезенное промышленное оборудование, плавили миллионы тонн металла, обеспечивали фронт танками, снарядами, оружием, доблестно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Ярким проявлением патриотизма и самопожертвования стало создание в марте 1943 года Уральского добровольческого танкового корпуса (УДТК).
Уральский танковый завод № 183
АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» — уникальный многоотраслевой машиностроительный комплекс России, один из крупнейших в мире, с первых дней своей деятельности он выполняет масштабные задачи страны. Его производственные площади составляют 827 тыс. кв. метров. Построен в годы первых пятилеток, как часть Урало-Кузбасского комбината — военно-промышленного центра на востоке страны.
В августе 1941 г. по решению Государственного комитета обороны на базе Уралвагонзавода и 12 эвакуированных предприятий был создан Уральский танковый завод № 183 им. Коминтерна (УТЗ № 183).
Всего за два месяца производство завода было перестроено на выпуск военной продукции. Уральский танковый завод № 183 был головным заводом Наркомата танковой промышленности по выпуску средних танков Т-34. На предприятии было создано высокотехнологичное производство боевых машин. Многие технологии внедрялись впервые в мировой практике: конвейерное производство танков, автоматическая сварка брони под слоем флюса, новые методы мехобработки деталей и др. Практически каждый второй танк, принявший участие в боевых действиях Великой Отечественной войны, сошел с конвейера Уральского танкового завода. Всего с 18 декабря 1941 по 25 мая 1945 г. здесь было собрано 25 914 боевых машин. Это больше, чем на всех заводах III Рейха (23 тыс. танков), вместе взятых.
Ни один другой танковый завод, не только в СССР, но и в мире, ни до, ни после войны не имел такой производительности. За годы войны на УТЗ также было выпущено 3 882 бронекорпуса самолетов Ил-2 (каждый 9-й в СССР), 2 268 236 корпусов авиабомб, 442 446 комплектов снарядов М-13 и направляющих для самоходных реактивных установок залпового огня («катюш»), 63 000 артиллерийских передков для пушек и гаубиц.
60 танков Т-34 сверх плана —
для УДТК
Первый документ, подтверждающий участие УТЗ № 183 в формировании добровольческого корпуса, датирован 03.01.1943 г. Это приказ директора завода о необходимости изготовления сверх плана в январе и феврале 1943 г. — 60 танков Т-34.
С самого начала войны рабочие танкового завода № 183 не только выполняли, но и перевыполняли напряженные сменные производственные задания. И это были не единичные случаи, а массовое явление.
Директором Уральского танкового завода № 183 имени Коминтерна был Юрий Евгеньевич Максарёв — генерал-майор-инженер, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР, награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, Суворова I степени, Кутузова II степени, медалями, заслуженный уралвагонзаводец.
Под руководством Юрия Максарёва уже в марте 1942 года завод достиг довоенного уровня выпуска боевых машин. А к концу войны выпуск танков,по сравнению с 1940 годом, увеличился более чем в 9 раз. С переходом на выпуск в серийном производстве нового среднего танка Т-34, завод № 183 закрепил за собой ведущую роль в среднем танкостроении.
Выпуск сверхплановых машин для танкового корпуса потребовал мобилизации абсолютно всех человеческих и технических ресурсов танкового завода № 183, он сыграл исключительную роль в комплектовании добровольческого корпуса танками Т-34.
В документе от 27.02.1943 г. Свердловского Обкома ВКП(б) представлена разнарядка заводам по комплектованию соединений, частей и подразделений Особого ДТК материальной частью, изготовленной сверх плана:
«..Завод № 183 — директор т. Максарёв — танков Т-34 к 1 апреля 1943 года должны построить 60 штук. Уралмашзавод — директор т. Музруков — танков Т-34 к 1 апреля — 8 шт. и орудий СУ-35 122 мм к 1 апреля — 8 шт. и др.».
Как видно из документа, большая нагрузка по выпуску сверхплановых танков Т-34 ложилась на плечи коллектива завода № 183. Важно было укомплектовать добровольческий корпус именно танками Т-34, особо тщательной сборки!
Нет равных в стране и мире
Реализация идеи создания Особого добровольческого танкового корпуса была взята под особый контроль обкомами партии уральских областей. От директоров заводов, в том числе от Ю.Е. Максарёва, требовалось принять необходимые меры по обеспечению заготовительных цехов сырьем и материалами, по улучшению работы внутризаводского транспорта, производственного отдела и диспетчерского аппарата завода по оперативному руководству работой цехов. От четкой слаженной работы каждого цеха, смены, участка, бригады, каждого рабочего, инженера, служащего зависело выполнение заданий.
В 1943 году завод увеличил выпуск танков по сравнению с 1941 годом в 6 раз. Производственные планы завода по выпуску Т-34 в 1943 году: в феврале по плану завод должен был построить 470 машин — по факту построил 500 машин; в марте — по плану 600 машин — фактически 650 машин; в апреле по плану 615 — фактически 680 машин. Всего сверх плана заводом № 183 построено 145 танков Т-34 для Уральского добровольческого танкового корпуса. Все человеческие и технические ресурсы предприятия были направлены на выполнение и перевыполнение производственного плана. Коллектив успешно справился и выполнил обязательство.
План 1943 года по выпуску танков заводом был выполнен и в месяцы формирования УДТК — сверх плана заводом танки были построены. Еще 44 танка Т-34 завод сверх плана построил в июле, августе, сентябре и октябре 1943 года.
Увеличению выпуска танков способствовало совершенствование технологий массового поточно-конвейерного производства. В основу новой технологии были положены принципы автотракторной технологии, применительно к специфическим особенностям танкового производства. Многие технологии на Уральском танковом заводе № 183 применялись впервые в стране, Европе, мире. По масштабам производства, уровню технологий, системе организации труда Уральскому танковому заводу № 183 имени Коминтерна не было равных в стране и мире.
В Нижнем Тагиле был создан самоходно-артиллерийский полк и 248-й дивизион реактивных минометов («катюш») для формирования УДТК. Военные специалисты в короткие сроки из добровольцев, вчерашних сталеваров и токарей, сумели подготовить механиков-водителей, стрелков-радистов, минометчиков и артиллеристов.
На 17 июля 1943 года материальная часть корпуса состояла из 202 танков Т-34, 145 из которых сверх плана изготовил Уральский танковый завод № 183.
Особая страница в истории создания УДТК — это комплектование его личным составом. Тысячи и тысячи людей хотели стать добровольцами, с оружием в руках защищать страну от немецких фашистов. Сегодня известно, заявлений с просьбой о зачислении в танковый корпус было подано от жителей всех трех областей более 120 тысяч.
По Свердловской области в состав УДТК вошли — 3 615 человек. С Уральского танкового завода № 183, несмотря на нехватку рабочих кадров (в течение всей войны завод ни разу не был укомплектован рабочей силой на все 100%), было отобрано 186 добровольцев.
Связь поколений
История создания УДТК — это образец мужества, стойкости и беззаветной преданности Родине. Сформированный в военные годы из гражданского населения добровольческий корпус сумел в самые кратчайшие сроки овладеть сложной боевой техникой, обучиться военному делу и превратиться в итоге в соединение, перед которым отступили отборные фашистские части.
Уралвагонзавод и в дальнейшем своем развитии продолжил славные производственные и общественные традиции военного времени. Каждый из следующих танков разработки УВЗ — Т-54, Т-72, Т-90, Т-90М и других — также является прорывом в мировом танкостроении и уникальной для своего времени разработкой. За почти 85-летнюю историю с конвейера Уралвагонзавода сошло более 100 000 боевых машин — и это абсолютный рекорд мирового танкостроения.
Ранее «Областная газета» писала о том, что
Подготовила Гозель Габдрафикова,заведующая отделом Выставочного комплекса АО «Научно-производственная корпорация «УРАЛВАГОНЗАВОД»
Материал опубликован в рамках совместного информационного проекта «Урал — фронту. Свердловская область для Победы». Партнер проекта — Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей (СОСПП).
Опубликовано в №50 (10157) от 12 марта 2025 года.