Тысячи «лимонок» для фронта

Обл Газета 20 часов назад 16
Preview

Все силы страны были брошены на нужды фронта. Не был исключением и Белоярский район. Наши бабушки и дедушки делали валенки для солдат, выпускали шпагат для парашютов десантников, отправляли на фронт тысячи тонн продовольствия, а еще отливали легендарное оружие Победы – гранаты Ф-1, которые наравне с «Катюшами» и танками Т-34 внесли ощутимый вклад в дело Победу.

Изготовляли гранаты в артели «Формовщик» в деревне Измоденова. Этот завод ведет свою историю с 1897 года, когда крестьянин Иван Фадеевич Измоденов основал здесь мастерскую по изготовлению молотилок, а в 1911 году превратил её в чугунно-литейную мастерскую. В 1919 году её национализировали и назвали артель «Формовщик». С первых дней войны здесь в кратчайшие сроки от производства деталей к сельхозмашинам, утюгов, ухватов и других товаров народного потребления артельщики перешли на литьё гранат Ф-1.

Интересный путь прошло это простое по своему устройству оружие. История его начинается в 1915 году во Франции. Появилась эта граната не от хорошей жизни. Ее начали выпускать в условиях жесточайшего дефицита железа и угля. Тогда шла Первая мировая война.  Две трети территории Франции были оккупированы немцами. Но на оставшейся территории оставались мелкие месторождения железа, в которых еще можно было добыть руду для выплавки чугуна в самых простых домнах и на древесном угле. В этих условиях и была изобретена граната F-1. У нее был один большой недостаток: из-за неудачного запала она подрывалась при любом ударе, поэтому обращаться с ней нужно было очень осторожно. В годы Первой мировой войны она появилась и в России.

После Гражданской войны на вооружении Красной Армии находилось семнадцать типов ручных гранат, но ни одной собственного производства. В 1925 году было принято решение провести испытания имеющихся на складах иностранных образцов и наладить собственное производство. На тот момент на складах было около 1 миллиона гранат F-1. В них установили запалы системы Федора Ковешникова разработки 1920 года, которые были намного эффективнее и безопаснее иностранных. С новым запалом гранаты успешно прошли испытания и в 1928 году уже под новым названием Ф-1 были приняты на вооружение Красной Армии.

В 1939 году конструктор Федор Храмеев усовершенствовал «лимонку», упростив ее корпус. А в 1941-м на смену запалу Ковешникова пришел УЗРГ («унифицированный запал к ручным гранатам») советских инженеров Ефима Вицени и Александра Беднякова. Так Ф-1 (наши солдаты еще называли ее «фенюша») стала окончательно русской гранатой.

1941 год для белоярской деревни Измоденова был страшен. Из записок, оставленных местным краеведом Зоей Поликарповной Киселевой, мы знаем, что на фронт отправились 175 измоденовцев – два-три человека из каждой семьи. Весь нелегкий труд в одночасье лег на плечи женщин, детей, стариков и инвалидов. Зоя Поликарповна тоже отправилась работать в отроческие годы в заводской цех.

Трудились в те годы в артели «Формовщик» и подростки из соседних поселков. Из многих баженовских семей ребята каждый день добирались до Измоденова на проходящих через станцию Баженово составах. Бывало, спрыгивали на нужной станции прямо с движущихся вагонов.

Тонны чугуна для производства гранат доставляли тоже по железной дороге. Женщины и дети перетаскивали его к заводу на тачках 1,5 километра. Делать это надо было очень быстро, так как состав долго стоять не мог. А потом они плавили металл и отливали корпусы для «лимонок». По 1000 штук в сутки!

Несмотря на то, что весь процесс изготовления шел практически вручную, и требовал огромных усилий, каким-то непостижимым образом они всегда перевыполняли норму!

Рабочие уставали, бывало, падали. Но в тех тяжелейших условиях среди заводчан не было жалоб на трудности. Некоторые девушки днем работали в заводских цехах, а ночью вызывались помогать местному колхозу, молотили зерно на токах, веяли. Для тружеников тогда были священными слова: «Все для фронта, все для Победы!»

В годы Великой Отечественной производство гранат Ф-1 в стране перевалило за несколько миллиардов! Исследователи подсчитали, что во время Сталинградской битвы было использовано около 2,3 миллиона Ф-1, во время Курской битвы – более 4 миллионов, во время Берлинской наступательной операции – около 3 миллионов.

Артель «Формовщик» после войны стала Измоденовским чугунолитейным заводом, а еще 30 лет спустя – цехом №7 Свердловского производственного объединения «Пневмостроймашина». Этот завод – главная достопримечательность деревни и главная боль её жителей. Завод работал почти 90 лет. Но в 2000 году после долгого кризиса предприятие закрылось.

В память о заводе у многих белоярцев остались чугунные и алюминиевые изделия: сковородки, чугунки, утюги, мясорубки, вилки, печные дверки с клеймом «ИЧЛЗ» — Измоденовский чугунолитейный завод.

По материалам архива Белоярского муниципального округа

Материал опубликован в рамках совместного информационного проекта «Урал — фронту. Свердловская область для Победы». Партнеры проекта: Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей, Государственная корпорация «Ростех», Свердловское региональное отделение Союза машиностроителей России, Федерация профсоюзов Свердловской области, Движение Первых в Свердловской области, Управление архивами Свердловской области, Государственный архив Свердловской области, Свердловский областной краеведческий музей, Мультимедийный парк «Россия — моя история. Свердловская область».

Читать продолжение в источнике: Обл Газета
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'