Высокая классика, большие гастроли: Екатеринбург принимает участников федеральной программы «Большие гастроли»

Обл Газета 5 дней назад 5
Preview

В Екатеринбурге в рамках федеральной программы «Большие гастроли» начались выступления Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М. И. Глинки. На сцене театра «Урал Опера Балет» челябинцы представят три спектакля — оперу «Бал-маскарад», балеты «Раймонда» и «Анюта».

«Главная цель — познакомить как можно больше жителей страны с творчеством наших национальных коллективов и театров, — говорит министр культуры РФ Ольга Любимова. Ежегодно к проекту присоединяются новые участники, и мы безумно рады, что наша творческая семья постоянно растет. Так наши уникальные культурные традиции, музыкальные и театральные школы не только сохраняются, но и обретают новых поклонников по всей России». А по словам директора Челябинского театра оперы и балета Владимира Досаева, гости как раз и знакомят зрителей Екатеринбурга с популярнейшими спектаклями своего репертуара. Например, «Бал-маскарад» с успехом был представлен в Большом театре Беларуси и на Новой сцене Большого театра России.

Любовные страсти и дворцовые интриги, шумный праздник и неминуемая трагедия… «Бал-маскарад» — одна из вершин творчества Джузеппе Верди, неизменно популярен по всему миру. Над спектаклем в челябинском театре работал именитый режиссер — заслуженный деятель искусств России Иркин Габитов, который с 1988 года служит в Мариинском театре. Концепцию визуального оформления спектакля разработал народный художник России Вячеслав Окунев. Над воплощением масштабного замысла трудились не только в цехах театра, но и в трех мастерских города. Было сшито около 200 костюмов, и каждый из них — настоящий шедевр. А чтобы воссоздать на сцене роскошные интерьеры XVIII века, театр обратился в художественную мастерскую по дереву, где создали эксклюзивную мебель в стиле барокко.

Сцена из балета «Раймонда» Александра Глазунова. Фото: Челябинский театр оперы и балета

Балет «Раймонда» Александра Глазунова входит в сокровищницу отечественного музыкального искусства и считается одним из самых зрелищных и сложных спектаклей. Насыщенная хореография и ярчайшие танцевальные номера позволяют артистам продемонстрировать все грани своего таланта.

Для исполнительницы заглавной партии этот спектакль — настоящее испытание. Солистке необходимо выполнить целых семь вариаций! А хореограф-постановщик народный артист России Юрий Клевцов усложнил в этом спектакле задачу и исполнителям мужских партий — Жана де Бриена и Абдерахмана, добавив новые технические элементы.

Визуальное оформление балета разработал художник из Санкт-Петербурга Олег Молчанов. Мастера вручную расшили бисером, пайетками, лентами и каменьями национальные костюмы, которых в спектакле около двухсот.

Сцена из балета «Анюта» Валерия Гаврилина, поставленного по мотивам повести Чехова «Анна на шее». Фото: Челябинский театр оперы и балета

Балет «Анюта», созданный по мотивам рассказа Антона Чехова «Анна на шее», в России знают больше по телевизионной версии. В 1987 году Челябинский театр оперы и балета стал вторым после Большого театра, где был поставлен этот спектакль.
«Анюта» — это актерский балет, соединяющий танец и драматическую игру: хореографические «слова» балетмейстера-постановщика легендарного Владимира Васильева просты и знакомы. В сочетании с выразительной музыкой Валерия Гаврилина они создают необычайно яркий драматический эффект. Кстати, в челябинском театре над созданием образов с артистами в свое время работали сам Владимир Васильев и первая исполнительница партии Анюты — великая русская балерина Екатерина Максимова.

В первый же день «Больших гастролей» в Екатеринбурге «ОГ» смогла поговорить с челябинцами во время репетиции оперы «Бал-маскарад». Коротко. На ходу. Но кажется — о важном. И, как оказалось, даже о личном.

Вопрос «ОГ»: — Наверняка на выбор спектаклей-участников «Больших гастролей» влияют многие и разные факторы — например, даже сложность перевозки декораций. И всё же выбранный для Екатеринбурга «Бал-маскарад» насколько представляет именно ваш театр, его репертуар, потенциал и достоинства?

— Вопрос интересный и профессиональный, — с улыбкой отвечает Евгений Волынский, художественный руководитель и главный дирижер Челябинского театра оперы и балета. — Да, думали привезти «Аиду». Но размер сцен, масштаб декораций не совпадают. Остановились на другой опере Верди. «Бал-маскарад», с одной стороны, новый спектакль, с другой — обкатанный: уже вывозили его в Большой театр России, Большой театр Белоруссии. И в этом спектакле очень хорошо распределились голоса, создался ансамбль — можно представить и возможности труппы. Словом, это одна из наших визитных карточек — так же, как «Аида», как недавняя премьера «Пётр Первый». Всё это масштабные постановки, которые требуют от хора, оркестра и солистов особого отношения. И особой культуры вокала, движения, сценографии.

— Вы приехали в Екатеринбург, что называется, себя показать. А что хотели бы увидеть из репертуара «Урал Оперы»?

— Долго мечтали увидеть оперу «Сатьяграха», были наслышаны о ней. Заказали. И «Урал Опера Балет» привозил ее в Челябинск, показал на нашей сцене. Очень интересная, своеобразная работа. Обращение к другой культуре, другому менталитету.
Конечно, следим за репертуаром коллег. А иногда даже… участвуем в нем. Когда-то, например, я приезжал дирижировать у вас оперу «Князь Игорь». Был на премьере «Кармен», которую поставил Александр Титель (как режиссер он блистательно начинал здесь свою карьеру). Буквально вчера вечером мы с Тителем об этом разговаривали. Мы оба — в жюри «Золотой маски». Сейчас идет отсмотр номинантов. Я специально из Санкт-Петербурга прилетел сюда продирижировать «Бал-маскарад» и опять улетаю. Так вот по телефону с Александром Борисовичем мы говорили в том числе и про Екатеринбург, про «Кармен» и про выдающегося «Пророка», который Титель поставил когда-то здесь вместе с дирижером Евгением Бражником.
А вообще — я ведь ваш земляк. Мама живет в Нижнем Тагиле, родственники — в Невьянске. Всё детство там прошло. Более того, я тут служил. Театр тогда был на реконструкции, стоял в лесах — а я его охранял (смеется). Всегда вызывался патрулировать этот объект, потому что был музыкантом. Так что с Екатеринбургом у меня крепкая связь.

Вопрос «ОГ»: — «Большие гастроли» — возможность показать россиянам лучшие спектакли страны. А что дают они вам, участникам спектаклей-избранников, когда вы представляете свое творение на другой сцене?

— Гастроли, в том числе «Большие гастроли», — бесценный опыт. Это возможность показать спектакль новому зрителю, выступить не просто на другой площадке, но в другой акустике, — говорит Артур Садиков, солист Челябинского театра оперы и балета, бас. — Другая акустика, рождающая новый звук, это не хорошо и не плохо, это надо просто учитывать. А для артистов это так здорово — спеть в других условиях.

«Бал-маскарад» — один из самых зрелищных наших спектаклей. Музыка потрясающая, динамичная. Плюс огромный драматический пласт. Опера Верди — серьезный вызов для любого театра. Мне кажется, наша труппа с этим вызовом достойно справляется. Рад, что показываем екатеринбуржцам наш спектакль и наши возможности. Эмоции «изнутри» потрясающие. Для нас это большой праздник. Счастье и колоссальный опыт. Спасибо за этот шанс программе «Большие гастроли», Росконцерту, а также руководству Челябинской области и Свердловской.

— Успели походить по зданию «Урал Оперы Балета»? Увидеть, кроме сцены, еще что-то? Ведь наш театр, уже перешагнувший 100-летие, лет на сорок старше вашего…

— Да, здесь возможно прикоснуться к Истории. «Урал Опера Балет» — один из самых серьезных, исторически значимых театров России, в котором начинали путь многие известные потом певцы. Титаны оперного искусства. Здесь всё хранит память о корифеях. Поэтому, конечно, для артистов возможность выступить на прославленной сцене и с творческой точки зрения очень полезна.

Об этом театре, его истории и культуре мы, когда-то студенты-музыканты из других регионов, только слышали. Но я читал об этом театре, его традициях, Екатеринбурге. Кстати, когда служил в армии, я выступал здесь в 2011 году, будучи еще инструменталистом, на Фестивале военных оркестров. На берегах Исети собралось тогда около ста оркестров, выступил сводный оркестр со многих регионов. Мы даже установили рекорд Гиннесса. Поэтому Екатеринбург — очень знаковый город в моей судьбе. Когда-то я был здесь лишь зрителем. Оставалось только мечтать выступить на этой сцене. И вот — сбылось…

 

Ранее «Областная газета» писала о том, что в театре «Урал Опера Балет» начал работу попечительский совет.

Читать продолжение в источнике: Обл Газета
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'