В то время как во многих странах электромобили остаются предметом роскоши, в Китае они превратились в повседневность. Уже к 2024 году практически половина всех проданных автомобилей в стране будет электрической, а китайские производители уверенно захватывают глобальный рынок.
Еще в начале 2000-х Китай поставил перед собой амбициозную цель — стать мировым лидером в области инноваций. Ключевой фигурой в этой истории стал Ван Ган, инженер с образованием из Германии, который в 2007 году возглавил Министерство торговли и науки.
"Он оглядывается вокруг и говорит: хорошая новость — отныне мы крупнейший автомобильный рынок мира. Плохая — на улицах Пекина, Шанхая и Гуанчжоу я вижу только иностранные бренды", — делится аналитик Майкл Данн.
Понимая, что традиционные производители из Европы, США и Японии слишком сильны, Ван Ган решил полностью изменить игру — сделать ставку на электромобили и вывести страну в лидеры нового рынка.
С 2009 по 2023 год китайское правительство вложило в развитие электромобилей около 231 миллиарда долларов, сообщает Центр стратегических и международных исследований США.
Все звенья экосистемы — от производителей до поставщиков энергии — получают щедрую финансовую поддержку. Это вдохновило компанию BYD, изначально производившую аккумуляторы для смартфонов, переключиться на электромобили.
Крупнейший в мире производитель аккумуляторов для электрокаров — компания CATL, основанная в 2011 году, — сегодня обеспечивает треть мирового рынка. Благодаря такому подходу Китай создал крупнейшую в мире сеть общественных зарядных станций.
Китайская BYD обогнала американского гиганта Tesla по объему продаж. Внутренний рынок с населением более 1,4 миллиарда человек обеспечивает ей мощную поддержку.
"Что касается электромобилей, Китай опережает любую другую страну на 10 лет и в 10 раз превосходит ее", — отмечает Майкл Данн.
Для китайских водителей электромобили не только экологичны, но и экономичны. Граждане получают субсидии при замене бензиновых машин на электрические, налоговые льготы и льготный доступ к общественным зарядным станциям.
"Раньше я платил 200 юаней за 400 километров пробега, отныне — только четверть этой суммы", — рассказывает Лу Юньфэн, который ездит на электрокаре не из-за престижа, а из-за экономии.
К тому же, если обычный номерной знак в Китае стоит тысячи юаней, то "зелёный" для электромобиля выдается бесплатно.
Рост китайской индустрии электромобилей вызвал реакцию со стороны других стран. США, Канада и ЕС ввели пошлины на импорт китайских электрокаров, чтобы защитить собственных производителей.
В то же время Великобритания отказалась от таких мер, что открыло для BYD и других китайских брендов перспективный рынок. Например, модель Dolphin Surf в Великобритании продается по цене 26 100 долларов.