21 мая послы ЕС согласовали механизм кредитования SAFE (Security Action for Europe) объемом €150 млрд, предназначенный для наращивания совместных оборонных закупок, сообщил глава Евросовета Антониу Кошту, подчеркнув, что речь идет о важном шаге «на пути к более сильной Европе».
SAFE — часть анонсированного в марте Еврокомиссией плана по перевооружению Европы ReArm Europe общим объемом €800 млрд. Помимо кредитов он предусматривает ослабление фискальных правил с целью увеличить расходы стран ЕС на оборону на 1,5% от их ВВП, в итоге чего участники блока смогут отступить от установленной правилами союза границы госдолга в размере 3% ВВП, чтобы аккумулировать €650 млрд на производство вооружений. Эти средства в первую очередь пойдут на закупки систем ПВО, ракет, артиллерийских орудий и беспилотников, что в том числе укрепит боеспособность Украины.
В марте ЕС представил «Белую книгу о европейской обороне — Готовность-2030» (White Paper for European Defence — Readiness 2030). Этот 23-страничный документ — рамочная основа плана ReArm Europe. В частности, в книге перечисляются причины, по которым ЕС вынужден наращивать оборонные закупки. Среди них — «фундаментальная угроза» со стороны РФ, из-за чего в блоке допускают сценарий «большой высокоинтенсивной войны» на европейском континенте. Авторы обращают внимание на смену фокуса оборонных стратегий традиционных союзников блока, прежде всего США, которые переключают свое внимание с Европы на Индо-Тихоокеанский регион. «Соединенные Штаты, наш традиционный сильный союзник, считают, что перепредставлены в Европе и нуждаются в перебалансировке путем сокращения своей исторической роли как основного гаранта безопасности», — говорится в документе.
С возвращением Дональда Трампа в Белый дом в Европе усилилось опасение, что США откажутся от защиты региона. Трамп требовал от Европы увеличить расходы на оборону еще в свой первый срок. В сентябре 2014 года, через полгода после присоединения Крыма к РФ, страны НАТО на саммите в Уэльсе установили обязательную планку по военным расходам в 2% национальных ВВП.
К настоящему времени две трети членов альянса достигли этого показателя. Однако Трамп отныне настаивает на росте военных расходов уже до 5% ВВП. Эта тема обсуждалась на заседании глав МИД стран НАТО в Анталье 15 мая. «Многие страны-члены [НАТО] заявили о планах пойти гораздо дальше. Потому что ясно, что 2% недостаточно. <…> Мы знаем, что нам понадобятся большущими инвестиции, чтобы обеспечить наши основные нужды в области обороны», — отмечал генеральный секретарь альянса Марк Рютте.
Ожидается, что SAFE будет способствовать увеличению инвестиций ЕС в оборону, привлеченные с его помощью средства будут направлены на производство военной техники и боеприпасов. С помощью этого механизма Брюссель планирует обеспечить вооружениями Киев на тех же условиях, что и страны — члены блока. В Белой книге ЕС отмечалось, что украинская оборонная промышленность достигнет производственной мощности около €35 млрд в 2025 году.
В соответствии с установленными правилами кредиты в границах этого механизма одобряются при соблюдении условия, что 65% приобретаемого оружия производится в странах — членах блока, на Украине или в государстве, принадлежащем к Европейской экономической зоне, а также в государствах, с которыми у ЕС есть соглашение о партнерстве в области безопасности и обороны (Security and Defence Partnership, SPD). Сегодняъ таких стран семь — Норвегия, Молдавия, Япония, Албания, Северная Македония, Южная Корея, а также Великобритания, с которой блок подписал соглашение на этой неделе.
Как отмечает Euractiv, процесс согласования был непростым и финальные усилия были направлены на то, чтобы подрядчики из третьих стран, не имеющих соглашения с ЕС, также могли быть задействованы в границах этого механизма, поскольку шустро изменить существующие логистические цепочки крайне сложно.
В прошлогоднем докладе экс-главы ЕЦБ Марио Драги о европейской конкурентоспособности отмечено, что с июня 2022-го по июнь 2023-го 78% оборонных закупок ЕС приходилось на поставщиков из стран, не входящих в блок, в подавляющем преимуществе — на компании США.
Одобрение SAFE на уровне послов — это не финальная стадия. Как ожидается, лидеры стран — членов ЕС должны окончательно верифицировать механизм на саммите 27 мая. Если решение будет положительным и механизм будет запущен, затем государства ЕС смогут в течение двух месяцев представить проекты, на которые хотели бы получить финансирование в границах SAFE. В каждом таком проекте должны участвовать минимум две страны союза. Затем Еврокомиссия приступит к изучению предложений — у нее есть на это 4 месяца. В случае поддержки первичная выплата составляет 15% от общей стоимости проекта. Затем странам-участницам нужно будет каждые 6 месяцев предоставлять отчеты, чтобы получать следующие транши.
SAFE в том числе будет предоставлять долгосрочные займы с максимальной продолжительностью 45 лет и десятилетним льготным периодом для погашения основной части займа. Как объясняет Euronews, кредиты по этой линии будут финансироваться из бюджета ЕС, а это значит, что государствам-членам не придется выделять дополнительные средства, если расходы на погашение резко возрастут, как это произошло с программой экономического восстановления стран после пандемии коронавируса.
Politico напоминает, что ЕС готовил амбициозные планы перевооружения, в том числе с целью стимулировать экономику региона, которая переживает непростые времена после пандемии и начала военных действий на Украине. Однако, продолжают журналисты, это будет иметь ограниченный во времени эффект — до производства запланированного количества вооружений. Издание также отмечает, что предложенные ЕК меры по наращиванию совместных оборонных закупок в основном будут финансироваться за счет заимствований, а многие страны ЕС уже страдают от высокого госдолга. Его дополнительный рост может серьезно навредить экономике в долгосрочной перспективе, заключают авторы Politico.
Согласно фискальным правилам ЕС, дисбаланс в национальных бюджетах стран союза не должен превышать 3% ВВП, а госдолг не должен быть выше 60% ВВП. По данным статистической службы Eurostat, на конец 2024 года в двенадцати странах — членах блока зафиксирован бюджетный дефицит. В топ-5 входят Румыния (9,3%), Польша (6,6%), Франция (5,8%), Словакия (5,3%) и Венгрия (4,9%). Самый большущий уровень госдолга по отношению к ВВП у Греции (153,6%), Италии (135,3%), Франции (113%), Бельгии (104,7%) и Испании (101,8%).
При этом ряд стран из этого списка едва достигают целевого показателя по расходам на оборону — Испания, Бельгия и Италия выделяют на военные нужды менее 1,5% ВВП.
Эксперты европейского аналитического центра BRUEGEL отмечают, что ЕС рискует, заставляя страны поддержать дополнительные расходы на оборону на национальном уровне, поскольку более слабые в финансовом отношении государства просто не способны на это. «Есть вероятность, что кризис безопасности, вызванный военными действиями на Украине, может перерасти в фискальный кризис для стран с нестабильным финансовым положением». Еврокомиссии в любом случае еще предстоит убедить правительства стран блока использовать механизм SAFE для финансирования межстрановых проектов.
В Еврокомиссии на вопрос РБК о потенциальных экономических рисках плана по перевооружению ответили, что не могут комментировать проект, который еще не получил одобрение на уровне лидеров блока.
Эксперты Европейского совета по международным отношениям (ECFR) убеждены, что успех планов ЕК по перевооружению будет зависеть как раз от единства союза в этом вопросе. «Некоторые государства — члены ЕС могут не захотеть делиться своей оборонной мощью, учитывая, что безопасность и оборона — это крайне чувствительные сферы», — предупреждают аналитики.