Если вы думаете, что немецкий автомобиль в РФ — это по-прежнему знак престижа и доступной роскоши, то, скорее всего, вы правы. Но путь этого авто до российских дорог отныне намного извилистее, чем раньше. Новейшие логистические схемы, неожиданные маршруты и цифры, за которыми кроется глобальная перестройка рынка — всё это уже стало реальностью для импортеров и автолюбителей.
Сегодня ключевым "воротами" для ввоза новейших автомобилей немецких брендов в РФ стала Белоруссия. Именно оттуда поступает более трети машин — 36% от общего объема за январь-апрель 2025 года, сообщает директор агентства "Автостат" Сергей Целиков.
На втором месте — Киргизия, обеспечившая 26% импорта. Далее следуют Китай (12%), Южная Корея (8%) и, что может показаться парадоксом, сама Германия — с долей всего 6%. Такая география отражает не только сложность логистики, но и политико-экономические реалии последних лет.
Если взглянуть на поставки автомобилей с пробегом, расклад меняется. Южная Корея уверенно занимает первое место (42%), за ней следуют Япония (18%), Грузия (12%), Китай (9%) и вновь Белоруссия (7%). Германия здесь — только шестая, с долей в 6%, хотя раньше она была основным источником "поддержанных немцев".
Цифры действительно говорят сами за себя: за первые 4 месяца 2025 года напрямую из Германии ввезено всего 664 новейших и 1786 подержанных автомобилей. Это чуть больше 1% от общего импорта, подчёркивает Целиков:
"Доставить из Германии хороший немецкий автомобиль стало сложно".
Всего за период с января по апрель в РФ ввезли 8,8 тысячи новейших немецких машин и 23,6 тысячи с пробегом. Лидируют по объему поставок:
BMW — 39% рынка,
Mercedes-Benz — 24%,
Volkswagen — 18%,
Audi — 12%,
Porsche — 4%.
Интересно, что предпочтения покупателей практически не изменились. Самыми востребованными остаются флагманские модели, зарекомендовавшие себя ещё до всех логистических перестроек. В списке бестселлеров — BMW X5, X3, пятёрка, а также Volkswagen Tiguan и Mercedes E-класс.
Сложности с прямыми поставками из Германии возникли не только из-за санкционных ограничений и изменений в законодательстве. Немалую роль играет и растущая конкуренция среди логистических посредников в странах ЕАЭС. Например, та же Белоруссия предлагает относительно быструю и отлаженную схему ввоза, при этом избегая лишних юридических трудностей.
К тому же, благодаря таможенному союзу, автомобили, ввезенные через Киргизию или Белоруссию, легче регистрировать и адаптировать к российским стандартам. В этих условиях Германия, как прямой поставщик, уступает в оперативности, а иногда — и в цене.
После начала геополитических изменений в 2022 году российский серый импорт автомобилей вырос практически в 10 раз. Однако он стал не хаотичным, а, напротив, удивительно организованным. Появились крупные схемы параллельного импорта, специализированные компании и даже онлайн-платформы, помогающие оформлять покупки за рубежом и доставку под ключ.