«Это выглядит пугающим». Цензура, культ личности и тотальный контроль: как живут в самой закрытой стране мира?

Источник: Лента.РУ (Лента Новостей) | Дата: 3 дней назад

Северная Корея — одно из самых закрытых обществ современного мира. С 1945 года ею правят члены одной семьи. Она находится под тотальным контролем правящего режима. Границы закрыты, выехать из страны без особого разрешения нельзя. Наконец, все граждане должны демонстрировать любовь и верность правящему семейству, иначе их ждет заключение или даже смертная казнь. И вся эта система была построена основателем Северной Кореи Ким Ир Сеном. Как ему удалось построить 1 из самых стабильных диктаторских режимов нашей эпохи? Почему миллионы людей до сих пор почитают его практически как бога? Ответы на эти и другие вопросы дает в книге «Ким Ир Сен: Вождь по воле случая» историк-кореевед Федор Тертицкий. «Лента.ру» с разрешения издательства «Альпина нон-фикшн» публикует отрывок.

<...>

В 1967 году Ким Ир Сен начал создавать в стране по-настоящему тоталитарный режим. У нового порядка было свое название: «система единомыслия». Это словосочетание выглядит довольно пугающим, и не зря. Система единомыслия предписывала, что отныне идеи Ким Ир Сена будут управлять каждым аспектом жизни в стране, что любые дискуссии в отношении их и даже простое выражение мнения, не подкрепленного мнением вождя, будет недопустимо. По сути, ее создание было провозглашением нового, полностью тоталитарного строя. Ким Ир Сен упомянул систему единомыслия в марте 1967 года, сказав, что все процессы, которые разворачивались в стране с 1956 года, привели к ее созданию.

<...>

Еще в 1965 году ранняя версия культа была апробирована в Ассоциации северокорейских граждан в Японии, печать которой стала славить вождя с беспрецедентной доселе интенсивностью. В 1967 году эта новейшая версия культа добралась и до самой Северной Кореи.

Прежде всего, имя Ким Ир Сен стало в КНДР священным. В 1974 году всем тезкам вождя было приказано сменить имена7. При любом упоминании его имени на письме или в печати слова «Ким Ир Сен» следовало обязательно выделять особым шрифтом — обычно жирным или большим по размеру, чем остальной текст. Например, название главного северокорейского университета отныне записывалось только как «Университет имени Ким Ир Сена», а ни в коем случае не как «Университет имени Ким Ир Сена». Если человеку требовалось вычеркнуть предложение, содержащее имя вождя, то само имя вычеркивать было нельзя. Вместо этого его следовало поместить в рамку с закорючкой рядом, которая показывала, что имя было написано по ошибке.

Пхеньян изменил даже корейскую грамматику под нужды культа — предложения следовало записывать так, чтобы вождь оказывался в них в доминирующей позиции. В итоге в прессе стали появляться сообщения наподобие такого: «О Великого Вождя товарища Ким Ир Сена бессмертных классических работах газеты, журналы и СМИ разных стран сообщили».

Наконец, имя Кима повлияло и на преподавание в школах КНДР китайских иероглифов. В Южной Корее обычно первыми иероглифами, которые узнавали школьники, были самые простые — «один» (一), «два» (二) и «три» (三). На Севере же преподавание начиналось с иероглифов «золото» (金), «солнце» (日) и «становиться» (成), что легко объяснимо, ведь вместе эти 3 символа как раз и составляли имя Ким Ир Сена (金日成).

Сл...