Включенные фары днём — это не просто формальность, а обязательное требование Правил дорожного движения в РФ. Однако на практике соблюдение этих правил часто оставляет желать лучшего. Как утверждает автоюрист, значительная часть российских автомобилистов либо забывает, либо сознательно пренебрегает световыми сигналами. И хотя наказание за подобные нарушения не изменилось в 2025 году, именно эта часть ПДД регулярно становится предметом недопонимания и споров.
Каждый водитель обязан включать фары в зависимости от погодных условий и времени суток. В светлое время дня достаточно дневных ходовых огней или ближнего света. При этом, если на машине нет дневных ходовых огней, ближний свет становится обязательным.
Когда погода портится — туман, дождь, снег или просто пасмурно — ближний свет становится не опцией, а необходимостью. Если водитель решит "сэкономить" на свете, рискует не только штрафом, но и безопасностью своей и окружающих.
В условиях загородной дороги без освещения разрешается использование дальнего света, но при одном важном условии — если на расстоянии до 200 метров нет встречных машин. В противном случае дальний свет обязан быть немедленно выключен, иначе это может привести к аварийной ситуации.
Формально, за неправильное использование оптики предусмотрен штраф — 500 рублей. Однако автоинспекторы редко штрафуют за такое нарушение отдельно. Чаще всего нарушение всплывает во время остановки для проверки документов или если поведение водителя кажется инспектору подозрительным. Именно эта практика создаёт иллюзию безнаказанности и, как следствие, — халатное отношение к правилам использования света.
Тем не менее, не стоит расслабляться: если вследствие ошибки в использовании фар произойдёт ДТП, вина может быть возложена на водителя, нарушившего правила. Особенно в тех случаях, когда есть запись с видеорегистратора, подтверждающая неправильное поведение.
Немало водителей недооценивают значение корректной работы оптики. А зря. Отсутствие света — 1 из частых факторов ДТП в условиях плохой видимости. Речь идёт не только о ночных поездках, но и об участках дорог с некачественным искусственным освещением, сложным рельефом или пересечённой местностью.
К примеру, если автомобиль, едущий навстречу, неожиданно оказывается "невидимым" из-за отсутствия фар, у другого водителя просто не будет времени среагировать. Иногда счёт идёт на секунды. Особенно это критично в осенне-зимний период, когда световой день короткий, а погодные условия меняются стремительно.
Наряду с фарами, в ПДД также прописаны правила использования задних габаритов и противотуманных фонарей — при наличии последних в конструкции автомобиля. И да, нарушение правил их применения также подпадает под тот же штраф в 500 рублей.
Кроме того, нельзя забывать об указателях поворота. Их некорректное использование, а особенно полное игнорирование, также может стать причиной аварии — и предметом административной ответственности.
Автоюристы подчёркивают: чем меньше наказание — тем выше уровень самосознания должен быть у водителя. Использование оптики — это вопрос не только правил, но и уважения к другим участникам дорожного движения.
В странах с высоким уровнем безопасности на дорогах (например, в Швеции или Норвегии) дневной свет обязателен круглый год, и водители даже не задумываются о его включении — он работает автоматически. Такой подход экономит нервы, жизни и уменьшает статистику аварий.
В Финляндии с 1972 года действует правило обязательного включения ближнего света днём, что в дальнейшем переняли и другие северные страны.
Согласно исследованию Европейской комиссии, использование дневного света снижает риск аварии на 10-15%.
Современные автомобили всё чаще оснащаются системой автоматического включения ближнего света, при этом в ПДД пока не прописан обязательный контроль за исправностью этих систем.