Содержание:
ФАС (Федеральная антимонопольная служба) — это орган исполнительной власти, который отвечает за защиту конкуренции на рынке, контроль рекламы, контрактной системы в границах госзакупок и иностранных инвестиций. Входит в структуру правительства страны.
Хотя проблемы антимонопольного характера в РФ возникли еще в конце ХIX — начале ХХ века на фоне бурного промышленного развития, тогда в стране не появилось какого-либо органа для контроля в этой сфере. Существовали отдельные меры за нарушения, например необоснованное поднятие цен или картельный сговор (стачку торговцев или промышленников). В советские годы антимонопольный орган был просто не нужен ввиду отсутствия в стране института частной собственности. Поэтому свой отсчет история антимонопольного регулирования в РФ ведет с 1990 года.
антимонопольное регулирование — комплекс мер, направленных на сохранение конкурентной среды и против монополизации рынка, в частности образования картелей (объединений компаний с целью контроля над рынком — установления цен, объема производства и т.д.);
тарифное регулирование — установление государственных цен и тарифов на продукцию или сервисы естественных монополий (когда одна компания эффективнее удовлетворяет спрос, чем если бы существовала конкуренция, например городской общественный транспорт);
контроль госзакупок — устранение нарушений, сохранение конкуренции, контроль за эффективностью бюджетных расходов при размещении государственных и муниципальных заказов;
контроль гособоронзаказа на всех этапах — от планирования до исполнения;
контроль рекламы — мониторинг и реагирование на нарушения законодательства о рекламе, антимонопольных норм в сфере СМИ, выставочной, полиграфической деятельности.
контроль за иностранными инвестициями с целью не допустить установления контроля ненациональных структур над организациями, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности страны;
контроль в сфере торговли во всех ее формах, в том числе в онлайн-форме.
Службу может заинтересовать как необоснованное повышение цен, так и понижение (демпинг — продажа товаров по цене меньше рыночной или даже ниже себестоимости с целью нанести ущерб конкурентам).
Например, в октябре 2024 года ФАС наказала сотового оператора МТС за повышение тарифов. Служба установила, что весной того же года компания необоснованно увеличила стоимость услуг сотовой связи в среднем на 8%, это коснулось более чем 30 млн клиентов. МТС обязали перечислить в бюджет 3 млрд руб. незаконно полученного дохода и снизить тарифы. В ведомстве подчеркнули, что предписали изъять необоснованно полученный доход впервые.
ФАС может проверять обоснованность цен на различную продукцию на основании следующей информации:
данных о себестоимости товаров;
стоимости их упаковки, хранения, доставки и т.д. полученных от производителей;
анализа закупочных, оптовых и розничных цен, предоставляемых торговыми сетями.
ФАС устраняет нарушения как со стороны заказчиков в закупках (неправомерные требования к участникам конкурса, необоснованность выбора единственного поставщика на высококонкурентных рынках, нарушения сроков оплаты и т.д.), так и со стороны участников (проверка достоверности предоставляемых ими сведений, выявление нарушений при аккредитации и т.д.).
В феврале 2025 года служба потребовала от ФГУП «Росморпорт» восстановить конкуренцию при закупках. В службу пожаловались на то, что заказчик при проведении конкурса отклонил одну из заявок, объяснив это несоответствием некоторым квалификационным требованиям. Но ФАС сочла эти требования избыточными, а жалобу обоснованной. «Росморпорту» предписали внести изменения в конкурсную документацию.
Компании могут создавать картели с целью установления или поддержания цен на рынке либо на торгах, раздела рынка по территориальному или иным признакам, определения объема производства и т.д. ФАС проводит проверки, чтобы определить, есть ли между какими-либо компаниями картельный сговор.
В декабре 2024 года орган обнаружил картель на 15 млрд руб., сделанный тремя ООО — «ДорМост», «СтройЮгРегион» и «АНТ». Их антиконкурентное соглашение было направлено на сохранение цен на 28 дорожно-строительных торгах в Краснодарском и Ставропольском краях. Компаниям грозят оборотные штрафы.
«Вертикальные» соглашения заключают между собой компании различных уровней производства и реализации продукции: документы содержат условия приобретения, продажи и перепродажи товаров или услуг. Такие соглашения обеспечивают перемещение продукции по цепочке от производителя к конечному потребителю.
Возможные нарушения здесь — установление цены перепродажи товара или запрет на продажу покупателем товара юрлица, конкурирующего с продавцом. ФАС определяет допустимость таких соглашений.
В некоторых случаях заключение соглашений необходимо для стабилизации цен на товары. Например, на фоне повышения цен на яйца ФАС в январе 2024 года дала рекомендации по составлению соглашений между региональными органами власти и производителями, поставщиками товара или торговыми сетями для снижения либо ограничения наценки на эту продукцию.
ФАС может обратить внимание на следующие нарушения:
демонстрация недостоверной, ненадлежащей или вводящей в заблуждение рекламы;
реклама товаров, которые нельзя рекламировать (например, алкоголя).
Служба может потребовать выпустить затем контррекламу, если выявит нарушение.
В октябре 2023 года ФАС признала недостоверной рекламу Райффайзенбанка с фразой «Кешбэк на все» и обязала его выпустить контррекламу. В 2024 году банк сделал это: в своей рекламе он использовал фразу «Кешбэк на все! Но не на это» с перечислением категорий, на которые не начисляется кешбэк, а также указанием, что контрреклама выпущена по предписанию ФАС.
ФАС, выявив признаки нарушений, может выдать предупреждение (если выполнить его требования, служба не наложит штраф) или возбудить антимонопольное дело (либо отказать в его возбуждении). Основанием для возбуждения дела могут быть материалы проверки, обращение органа власти, физического или юридического лица или сообщения СМИ.
Если дело заводят, то ФАС создает комиссию как минимум из трех сотрудников, которая будет рассматривать дело. Процесс может занимать до девяти месяцев. Его итог — решение о наличии или отсутствии нарушения. Если оно было допущено, то ведомство выдает предписание. Кроме того, в таком случае ФАС возбуждает административное дело. Срок его рассмотрения — один-два месяца, по его окончании служба также выдает постановление.
Руководитель ФАС — Максим Шаскольский. Возглавляет службу с 2020 года. До этого занимал пост вице-губернатора Санкт-Петербурга.
На начало 2025 года у главы ФАС — 9 заместителей. В структуре ведомства — более 30 различных управлений (по борьбе с картелями и контроля закрытых закупок, контроля размещения государственного заказа, контроля рекламы и недобросовестной конкуренции и т.д.) Также в ФАС есть коллегиальные совещательные органы (президиум, коллегия, биржевой комитет и др.).
В регионах служба имеет территориальные подразделения. Всего их 87. Почти в каждом субъекте есть собственное управление ФАС, но есть 2 межрегиональных: Ярославское УФАС объединено с Костромским, Крымское также работает в Севастополе (город — отдельный субъект РФ).
Обратиться в ФАС может гражданин, индивидуальный предприниматель, юрлицо, орган власти. Можно сообщить о нарушениях антимонопольного или рекламного законодательства, нормативных актов о закупках, правил недискриминационного доступа или порядка подключения к инженерным сетям, о действии или бездействии продавца государственного имущества и т.д.
ФАС сообщила, что в 2024 году получила 39 тыс. жалоб от участников закупок. По существу было рассмотрено около 32 тыс. — более чем на 30% меньше, чем годом ранее. Снижение произошло потому, что служба перестала рассматривать обращения «профессиональных жалобщиков» — это организации или частные лица, которые подают жалобы на закупки с целью сорвать проведение торгов.
В антимонопольное ведомство можно подать несколько видов обращений:
заявление (сообщение о нарушении закона, критика работы ФАС и т.д.);
жалоба (просьба о восстановлении или защите нарушенных прав);
предложение (рекомендация об улучшении деятельности ФАС, законодательства и т.д.);
иные обращения.
У ведомства есть общественная приемная (можно обратиться по телефону), горячая линия по ценам, направить обращение можно по электронной почте delo@fas.gov.ru или по e-mail территориального органа ФАС. Также подать его можно лично или отправив через обычную почту.
Антимонопольная служба имеет право запрашивать у различных организаций, органов власти, их должностных лиц, граждан информацию, необходимую для рассмотрения обращения или материалов.
Запрос может прийти как от федерального ведомства, так и от его территориального подразделения. Если не предоставить в ФАС требуемые сведения, то можно получить штраф согласно ч. 5 ст. 19.8 КоАП: для физлиц 1,5–2,5 тыс. руб., для должностных лиц — 10–15 тыс. руб., для юрлиц — 50–500 тыс. руб. При необходимости можно подать ходатайство в ФАС, чтобы удлинить срок подачи ответа.
Монополист — это компания, которая пользуется доминирующим положением на рынке. Служба определила следующие критерии «доминанта»:
доля организации на рынке определенного товара превышает 50%;
доля больше 35%, но меньше 50% и организация способна влиять на общие условия обращения товара на рынке.
В 2024 году ФАС заявила, что маркетплейсы Wildberries и Ozon занимают «коллективное доминирующее положение» на рынке, и оценила их долю в 80%.
Обладание доминирующим положением на рынке не расценивают как нарушение, но злоупотребление этим положением может привести к административной ответственности, в том числе оборотным штрафам.