Акции «Магнита» после провала более чем на 6% накануне на фоне публикации отчетности по МСФО за 2024 год сегодня выглядят немного лучше рынка, снижаясь в моменте на 0,5%, хотя Индекс МосБиржи теряет около 2%. Восприятие акций улучшилось после сообщений о том, что "Магнит" договорился о приобретении контрольного пакета в премиальной сети "Азбука Вкуса". Что дает эта покупка ретейлеру? Как поможет в жесткой конкурентной борьбе в потребсекторе? Как отразится на финансовых показателях и динамике акций? Finam.ru собрал мнения инвесторов и экспертов на этот счет.
Что известно о сделке
До открытия основной торговой сессии новость о покупке опубликовал РБК, чуть позже сам ретейлер официальным релизом подтвердил информацию о покупке «Азбуки вкуса». Сеть оперирует 171 магазином нескольких форматов: супермаркетами, минимаркетами и гипермаркетами. Большая часть магазинов расположена в Москве (138 торговых точек) и Московской области (23 торговых точки), остальная часть работает в Санкт-Петербурге. Кроме того, компания управляет бизнесом онлайн-доставки из собственных магазинов, оказывает услуги кейтеринга и предоставляет прочие сервисы. В контур сделки также вошли пять собственных кулинарных, хлебопекарных и кондитерских производств. В рамках сделки «Магнит» также приобрел три распределительных центра и складскую инфраструктуру доставки общей площадью 47 тыс. кв. м в Москве и Санкт-Петербурге.
Сделка будет закрыта после согласования в ФАС. «Магнит» планирует сохранить бренд «Азбука вкуса», а также ключевую управленческую команду. Сумма сделки пресс-службой не раскрыта, но в сообщении РБК говорится о предполагаемой стоимости указанного пакета акций в 30-35 млрд рублей.
Если вы еще не уверены в своих силах на фондовом рынке, то воспользуйтесь опытом давно торгующих участников рынка. Сервис «Финам Автоследование» позволяет повторять сделки опытных авторов стратегий без необходимости самостоятельного управления портфелем.
Почему «Магнит» покупает «Азбуку вкуса»
Ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова основной причиной называет планы компании выйти в сегмент премиального фуд-ретейла (продаж готовой еды), так как собственные проекты «Магнита» до сих пор были связаны с созданием и приобретением дисконтных и среднеценовых сетей по торговле продуктами и товарами для дома. «Теперь, если сделка состоится, то у «Глобуса», SPAR и «Евроспара» появится серьёзный конкурент еще и в этом направлении бизнеса», - считает она.
Аналитики «БКС Мир инвестиций» Мария Суханова и Андрей Шаров называют покупку премиальной «Азбуки вкуса» «неожиданным шагом». Они отмечают, что, по данным INFOline, сегмент супермаркетов в последние годы теряет долю рынка. С другой стороны, сделка может быть стратегически выгодной за счет потенциальной диверсификации клиентской базы.
Что касается «Азбуки вкуса», то по мнению Натальи Мильчаковой, вхождение в группу «Магнит» позволит ей привлечь инвестиции на развитие новых проектов, расширить аудиторию и увеличить трафик собственной сети, особенно если в супермаркетах можно будет приобрести не только премиальную готовую еду, дорогой алкоголь и деликатесы, но и недорогие продукты первой необходимости. «Не исключено, что важным мотивом к продаже сети стали и сложности с закупками импортной продукции из-за санкций», - добавила она.
Как сделка отразится на финпоказателях ретейлера и ситуации в секторе
Аналитики «БКС Мир инвестиций» отмечают, что влияние будет зависеть от финальной цены «Азбуки вкуса», при этом не исключают риск для дивидендных выплат по акциям «Магнита». «С одной стороны, по нашим расчетам, масштаб покупки вряд ли будет большим для «Магнита». С другой стороны, долговая нагрузка «Магнита» в 2024 году выросла, а свободный денежный поток был отрицательным. Поэтому сделка такого - хоть и, вероятно, умеренного - размера может привести к дальнейшему росту долга или сократить дивиденды за 2024 год. У нас «Нейтральный» взгляд на акции «Магнита» на 12 месяцев вперед. Бумаги компании торгуются с мультипликатором 3,4х EV/EBITDA и 7,8х Р/Е на базе нашего прогноза EBITDA и чистой прибыли за 2025 г.», - говорят эксперты.
Управляющий эксперт центра аналитики и экспертизы ПСБ Екатерина Крылова также оценивает влияние покупки пока скорее нейтрально, учитывая, что формат супермаркетов у «Магнита» не драйвит финансовые показатели.
Аналитики «Цифра Брокер» полагают, что первоначально приобретение «Азбуки вкуса» окажет давление на финансовое положение «Магнита» вследствие роста расходов, однако, впоследствии может усилить позиции «Магнита» на рынке.
Эксперты ИФК «Солид», разбирая отчетность «Магнита» и оценивая новое приобретение ретейлера, говорят о том, что результаты «Магнита» блекнут на фоне Х5 - рентабельность низкая, и "Магнит" нашёл решение в приобретении «Азбуки вкуса», которая станет ответом «Перекрёстку» Х5 и выходом в премиальный ретейл. «Однако инвесторы всегда с осторожностью относятся к таким крупным поглощениям, особенно на фоне рекордной ключевой ставки», - считают в «Солиде».
Создатель сообщества «ИнвестТема» Владимир Литвинов констатирует, что «Магнит» в отчетности за прошлый год продемонстрировал сокращение маржинальности и увеличение долговой нагрузки. «По динамике развития бизнеса «Магнит» сейчас уступает не только Х5, но и «Ленте». Даже потенциальная покупка сети «Азбука вкуса» не сможет изменить эту тенденцию», - считает он.