Метавселенная в доцифровую эпоху: от эпохи Возрождения до иммерсивного театра

Hash 2 дней назад 45
Preview

Человечество всегда мечтало о метавселенной — мире, который находится за пределами обыденной реальности, где обитают божества и чудовища, где оживают прекрасные мифы. Ее концепцию обычно связывают с именем американского писателя-фантаста Нила Стивенсона, но мне кажется, что все началось с Микеланджело Буонарроти.

Виртуальный мир фресок

Микеланджело первым показал зрителю вход в виртуальный мир в своих работах «Сотворение Адама» и «Страшный суд». Он использовал для этой цели физический размер и структуру Сикстинской капеллы, а также методы живописи — перспективу и светотени. Вызывая ощущение расстояния и трехмерности, плоская одномерная поверхность приобретала пространственную глубину и начинала выглядеть как как трехмерное пространство. Это произведение и сейчас будоражит воображение зрителя и погружает его в мир, созданный художником.

Еще дальше в этом отношении пошел Андреа Поццо, который создал фреску «Триумф святого Игнатия» в церкви Сан-Иньяцио, построенной в 1650 году в Риме. Эта церковь имеет плоский потолок, однако художник сумел создать иллюзию купола, нарисовав на потолке несколько фальшивых сводов и добавив фальшивые колонны, соответствующие настоящим колоннам церкви. Используя перспективу, он создал видимость того, что колонны уходят в небо, благодаря чему церковь казалась намного выше и величественнее, чем есть на самом деле. Таким образом, за счет плавного расширения конструкций стен и колонн от пола до потолка были преодолены физические ограничения размера и структуры церкви.

«Триумф святого Игнатия», Андреа Поццо

Сама роспись потолка еще более удивительна, чем фальшивый купол. Пользуясь своим исключительным воображением и техникой перспективы, Поццо изобразил величественную и фантастическую сцену. Он использовал много белого цвета в центре картины, чтобы подчеркнуть неземной образ небес. На потолке над алтарем он представил основателя иезуитов Святого Игнатия верхом на коне и ведущего битву, ясно передав зрителю тему и послание картины.

Поццо не просто использовал перспективу — он рисовал с точки зрения зрителя. Когда зритель стоит в центральном приделе церкви и смотрит на потолок, то видит большинство фигур снизу, что создает иллюзию того, что он погружается в виртуальный мир и достигает небес. Это превращает зрителя из простого наблюдателя в участника виртуального пространства, созданного величественной архитектурной росписью потолка.

Магическая сила панорамы

Следующий удивительный шаг в сторону метавселенной был сделан 1881 году голландским художником Хендриком Виллемом, который создал «Panorama Mesdag» в Гааге, Нидерланды. Эта панорама представляет собой огромную цилиндрическую картину высотой 14 метров и длиной окружности 120 метров. Она изображает вид на море, пляж и рыбацкую деревню Схевенинген конца 19 века. Зрители находятся на центральной смотровой площадке, окруженной гигантским полотном, отделенным от них искусственным песчаным пейзажом с реальными предметами, который плавно переходит в нарисованную сцену.

«Panorama Mesdag», Хендрик Виллем

«Panorama Mesdag» обладает эффектом погружения за счет огромного размера картины, которая заполняет все поле зрения, 360-градусного изображения, которое окружает зрителя, освещения, которое создает иллюзию естественного, а также благодаря плавному переходу от реальных объектов к реалистично нарисованному пейзажу.

Таким образом, панорама предлагает зрителю не просто созерцать произведение искусства, но и стать его частью, чтобы исследовать виртуальный мир, созданный художником.

Иммерсивный театр

В 1908 году в Московском Художественном театре режиссер Константин Станиславский поставил спектакль «Синяя птица» Мориса Метерлинка, который произвел революцию в театральном искусстве своего времени. Постановка погружала зрителей в волшебную среду, полную символизма и фантазии.

Станиславский использовал инновационные для того времени театральные приемы. Сцена была оборудована вращающейся платформой, что позволяло быстро менять декорации и создавать эффект путешествия через различные миры. Световые эффекты, созданные с помощью новейших технологий того времени, помогали создать атмосферу волшебства и трансформации.

Актеры, играющие неодушевленные предметы, такие как Огонь, Вода или Ночь, были одеты в костюмы, которые позволяли им буквально сливаться с окружающей средой.

Композитор Илья Сац создал оригинальную музыку, которая сопровождала каждую сцену, усиливая эмоциональное воздействие на зрителей.

Спектакль был построен таким образом, что зрители чувствовали себя участниками волшебного путешествия главных героев. Эффект погружения достигался за счет комбинации визуальных, звуковых и эмоциональных элементов.

«Синяя птица» демонстрирует, что в начале 20 века, задолго до появления цифровых технологий, театр мог создавать глубоко иммерсивный опыт, трансформируя восприятие зрителей и погружая их в фантастический мир спектакля.

Интересно, что «Синяя птица» — это единственная поставленная Станиславским пьеса, которая сохранилась до наших дней.

Кадр из фильма «Синяя птица», снятого по одноименной пьесе Мориса Метерлинка

Метавселенная не нуждается в очках VR

Итак, метавселенная существовала в искусстве задолго до изобретения первого компьютера. Вместо очков VR использовались фрески, имитирующие трехмерный мир, панорамы, обеспечивающие плавный переход от реальности к картине (прообраз смешанной реальности) и сценические пространства иммерсивных спектаклей, где эффект погружения усиливался живыми изображениями, музыкой и приглашением к участию в действии.

Художники создавали несуществующие миры, которые вызывали у зрителей ощущение присутствия — им казалось, что они находятся там на самом деле. Это была первозданная виртуальная реальность, рожденная в аналоговую эпоху.


Канал Anton Elston — это актуальная информация об IT, блокчейне, NFT и онлайн-образовании. Здесь рождается метавселенная DEXART

Сообщение Метавселенная в доцифровую эпоху: от эпохи Возрождения до иммерсивного театра появились сначала на Hash Telegraph.

Читать продолжение в источнике: Hash
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'