Россияне стали сталкиваться с блокировкой операций по картам после попыток перевести средства себе из одного банка в другой, следует из отзывов пользователей Банки.ру.
Клиентка Т-Банка рассказала, что получила кредит в банке и хотела перевести деньги в другой банк, чтобы там снять наличные в банкомате, но Т-Банк приостановил операцию, а затем полностью заблокировал все операции по карте.
Представитель Т-Банка сообщил, что кредитная организация может заблокировать карту, если замечает подозрительную активность. После этого все операции по карте приостанавливаются, пока банк проводит расследование.
Похожая ситуация произошла с клиенткой Совкомбанка. Она пожаловалась, что ей заблокировали карту и личный кабинет в интернет-банке после попытки перевода по СБП 137 тысяч рублей на брокерский счет в другой финансовой организации. В банке сообщили, что блокировка произошла из-за подозрений в неправомерном использовании, а для разблокировки личного кабинета рекомендовали обратиться в офис.
При этом в обоих случаях решение проблемы заняло несколько дней, потребовался перевыпуск карты. В Т-Банке разблокировка заняла пять дней, в Совкомбанке доступ к интернет-банку вернули после визита клиентки в офис.
Блокировка переводов самому себе, даже по СБП, связана с изменениями в законодательстве, вступившими в силу в июле 2024 года, поясняет эксперт-аналитик Банки.ру Эряния Бочкина. Банки обязаны приостанавливать переводы, содержащие признаки мошенничества. На соответствие таким признакам банки должны проверять все переводы, и не только третьим лицам. В рамках «антиотмывочной» системы, согласно рекомендациям ЦБ, банки ориентируются на объемы списаний или зачислений на сумму более 100 тысяч рублей в день или более 1 млн рублей в месяц. Кроме того, банки сверяются с шестью признаками осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента.
«В них точные суммы не указаны, однако объем операции должен быть нетипичным для клиента, чтобы ее сочли подозрительной. Среди других признаков — нахождение получателя перевода в специальной базе, необычная телефонная активность клиента перед совершением перевода, попытка совершить операцию с устройства, которое ранее уже засветилось при мошенничестве», — перечисляет Бочкина. Кроме того, по словам эксперта, банки могут иметь и другие параметры в рамках собственных политик безопасности и антифрод-систем.
Банку требуется время, чтобы проверить обстоятельства и «чистоту» трансакции, поэтому решение вопроса о разблокировке может не быть быстрым, отмечает аналитик. По закону, банк может приостановить операцию на два дня, если есть подозрения, что она совершается под влиянием мошенников, либо взять пять дней, если речь идет о подозрениях в отмывании денег. Кроме того, при противодействии мошенничеству есть ряд случаев, когда банк будет обязан возместить клиенту похищенные деньги. Поэтому, чтобы не попасть под такие обязательства, кредитные организации стараются лишний раз подстраховаться и тщательнее применять меры защиты, поясняет она.
Для предупреждения блокировки Бочкина рекомендует воздерживаться от нетипичных по частоте или сумме переводов, а в случае необходимости перечисления крупной суммы делать это в отделении банка.
МПКАрт 2.0