Биометрический криптовалютный проект Сэма Альтмана (Sam Altman) под названием World Network вызывает серьезное беспокойство у защитников приватности накануне запуска в США. Активисты опасаются методов сбора и защиты данных в этой системе, использующей сканирование радужной оболочки глаза в обмен на криптовалюту.
«World — это противоположность приватности. Это ловушка», — заявил глава FactoryDAO Ник Алмонд (Nick Almond) в своем аккаунте X. Несмотря на то, что проект позиционируется как защитник пользовательской приватности в эпоху распространения искусственного интеллекта, он уже столкнулся с целым рядом регуляторных проблем по всему миру.
Применение технологии сканирования радужки и схема выплат токенов, прежде известной как Worldcoin, сейчас расследуется властями Индии, Южной Кореи, Италии, Колумбии, Аргентины, Португалии, Кении и Индонезии. В Испании, Гонконге и Бразилии проект запрещен.
Использование World на территории США может стать самым большим испытанием для генерального директора Сэма Альтмана, ведь в США проблемы конфиденциальности усугубляются странным регуляторным ландшафтом, который отличается в разных штатах.
Различия в законах о приватности могут сделать пользователей World уязвимыми для дискриминации
30 апреля Альтман объявил, что World будет работать в «ключевых инновационных центрах» пяти штатов США: Атланте, Остине, Лос-Анджелесе, Майами, Нэшвилле и Сан-Франциско. Пользователи смогут отсканировать радужку глаза в этих центрах, предоставляя World уникальные биометрические маркеры.
Эти маркеры, согласно World, могут использоваться для подтверждения при взаимодействии с другими на цифровых платформах.
Но по мере экспансии World в США неопределенный регуляторный ландшафт может отпугнуть людей и усложнить платформе задачу по завоеванию пользовательского доверия.
«В США нет единого федерального закона, специально регулирующего биометрические данные (такие как сканы радужной оболочки)», — сообщил в интервью изданию Cointelegraph Эндрю Россоу (Andrew Rossow), адвокат по кибербезопасности из компании Rossow Law.
Действительно, законы различаются от штата к штату. Два штата, в которых будет работать World — Техас и Калифорния — имеют некоторые формы правовой защиты биометрических данных. Пользователям в остальных трех штатах — Джорджии, Теннесси и Флориде — придется полагаться на федеральное законодательство, ведь специальных правил штата для сканирования радужной оболочки глаза там не существует.
Но даже наличие закона штата не гарантирует защиту. В Техасе нет частного права на иск по биометрическим данным — только генеральный прокурор штата может обеспечить соблюдение закона о захвате или использовании биометрических идентификаторов.
«Эффективность защиты данных пользователей, применительно к World, почти полностью зависит от генпрокурора Техаса — его приоритетов, ресурсов и готовности действовать», — отметил Россоу.
Более агрессивный генпрокурор может обеспечить более надежную защиту, в то время как «менее агрессивная администрация может снизить приоритет правоприменения, что сделает потребителей уязвимыми для злоупотреблений информацией».
Потенциальная уязвимость подобных протоколов — один из ключевых факторов, стимулирующих усилия активистов против таких систем, как World.
Privacy International, группа, поддержавшая судебный иск в Кении против World, заявляет, что в «отсутствие серьезных правовых рамок и строгих гарантий биометрические технологии представляют серьезную угрозу для приватности и личной безопасности, поскольку их применение может быть расширено для содействия дискриминации, профилирования и массовой слежки».
Еще в 2021 году Amnesty International выразила обеспокоенность дискриминацией и применением сомнительных методологий в биометрических системах. Такие системы, по их словам, могут «делать выводы и прогнозы о таких вещах, как пол людей, эмоции или другие личные характеристики, при этом они страдают от серьезных, фундаментальных недостатков в своих научных основах».
«Это означает, что выводы, которые они делают о нас, часто недействительны, в некоторых случаях даже практически воплощают евгенические теории френологии и физиогномики».
Не все убеждены в обоснованности опасений защитников приватности. Томаш Станьчак (Tomasz Stańczak), со-исполнительный директор Ethereum Foundation, сказал, что он провел «более 100 часов», анализируя World, который строится на сети Ethereum. Он добавил, что проект «выглядел очень многообещающим и гораздо более надежным и ориентированным на приватность, чем изначально подсказывала моя интуиция».
Пол Дилан-Эннис (Paul Dylan-Ennis), исследователь Ethereum и академик, сказал, что он считает, что технология World «вероятно, сильна с точки зрения приватности», но признал, что эстетика может отталкивать людей: «Просто какая-то неуловимая атмосфера «Черного зеркала» во всем этом».
Worldcoin сталкивается с запретами по всему миру
OpenAI делает ставку на пользователей в Америке, но другие страны по всему миру все чаще расследуют, ограничивают или полностью запрещают деятельность компании.
В 2023 году регуляторы в Индии, Южной Корее, Кении, Германии и Бразилии начали расследование практики сбора данных компании. Испания стала первой страной, полностью запретившей сбор данных World в марте 2024 года.
Испанское агентство защиты данных сообщило, что решение было принято на основе отчетов от испанских граждан. Оно утверждало, что операторы Orb предоставляли «недостаточную информацию, собирали данные несовершеннолетних и даже не позволяли отозвать согласие».
После запрета компания World опубликовала пост в своем блоге, утверждая, что «законно работает во всех странах, где она доступна».
Глобальные регуляторы не согласились. Гонконг последовал примеру Испании в мае 2024 года и приказал World прекратить операции, поскольку она якобы нарушала Указ о конфиденциальности персональных данных города-государства.
Последовали дальнейшие обвинения в ненадлежащей практике сбора данных, и ряд стран, таких как Германия и Кения, приказали World удалить данные тысяч пользователей, а Колумбия и Аргентина наложили крупные штрафы.
В январе 2025 года Национальное управление защиты данных Бразилии полностью запретило World, сославшись на обеспокоенность необратимым характером сбора данных и возможностью манипулировать на экономически неблагополучных людей обещанием получить криптовалюту за их персональные данные.
Несмотря на протесты в различных странах, система идентификации набирает обороты. В Японии World теперь является частью онлайн-знакомств.
Спенсер Раскофф (Spencer Rascoff), генеральный директор Match Group, которая включает приложение для знакомств Tinder, объявил 1 мая, что Tinder будет тестировать систему идентификации World в Японии, «давая пользователям ориентированный на приватность способ доказать, что они реальные люди».
Интеграция в Японии еще не началась, но поскольку Tinder является самым популярным приложением для знакомств в Японии, это обеспечивает основной вариант использования для платформы идентификации World. Только в 2024 году приложение было загружено 1,38 млн раз.
Если World смогла бы заключить партнерство с Tinder в США, она приобрела бы 7,8 млн активных пользователей в месяц. Если бы она расширилась до похожих сервисов, таких как Bumble или Hinge — следующих двух самых популярных приложений для знакомств в стране — World захватила бы 67% рынка онлайн-знакомств США, включая личные, уникальные идентификаторы десятков миллионов пользователей.
Но права на приватность в США далеки от урегулирования. В Техасе, одном из штатов, где World планирует работать, Google недавно выплатил $1,4 млрд. Компания заплатила эту головокружительную сумму штату Техас после урегулирования двух исков, обвиняющих фирму в отслеживании данных поиска и местоположения пользователей, а также в сборе информации для распознавания лиц.
В Иллинойсе и Нью-Йорке биометрические фирмы сталкиваются с судебными разбирательствами, в то время как законодатели принимают меры для ограничения сбора биометрических данных.
▼
Самые интересные и важные новости на нашем канале в Telegram
Сообщение Запреты и расследования во всем мире: биометрический проект Альтмана под огнем критики появились сначала на Hash Telegraph.