Содержание:
Фрахт — это плата за перевозку грузов. Это сумма, которая выплачивается владельцу транспортного средства (как правило, судна) за его использование для доставки груза в пункт назначения. Слово происходит от немецкого Fracht (буквально — «груз», «тоннаж» или «плата за провоз»), его английский эквивалент — freight. Термин используется главным образом в морских грузоперевозках, но также и в перевозке товаров и грузов авиационным, железнодорожным и автомобильным транспортом. В каждом из этих случаев фрахт включает в себя не только стоимость самой услуги, но и множество других факторов — длина и безопасность маршрута, тип, вес или стоимость груза, и т.д.
Сумма фрахта может быть как фиксированной, так и переменной — это зависит от условий контракта и особенностей маршрута. Кроме того, фрахт может устанавливаться как для отдельного груза, так и на основе долгосрочного соглашения с транспортной компанией.
Фрахтователь — это лицо или организация, которая заключает договор на перевозку груза. В большинстве случаев фрахтователями являются производители, торговцы или любые другие заинтересованные стороны, которым нужно доставить свою продукцию, но ими могут выступать и получатели груза.
С другой стороны, фрахтовщик — это компания или лицо, предоставляющий услуги по доставке грузов. Он отвечает за выполнение условий контракта, гарантируя безопасность и сохранность доставки. Фрахтовщик может выступать и как собственник транспортного средства, и как посредник между фрахтователем и владельцем транспорта.
Взаимодействие между фрахтователем и фрахтовщиком регулируется договором фрахтования (рейсовым чартером), которые устанавливают права и обязанности каждой из сторон. Договоры фрахтования распространены в морских перевозках, когда требуется доставить крупные грузы весом от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч тонн. Судно, используемое по такому договору для перевозки груза, считается зафрахтованным (англ. chartered).
Существует несколько основных видов фрахтования.
Стоимость фрахта формируется из двух основных составляющих: базовой ставки и дополнительных сборов или надбавок. Базовая ставка фрахта — это фиксированная часть тарифа, которая учитывает самые основные параметры перевозки. Она зависит от типа груза, его объема, веса и маршрута. В общем случае базовая ставка отражает минимальные затраты, которые необходимы для осуществления перевозки.
Дополнительные затраты или надбавки включают в себя различные коэффициенты, которые могут существенно увеличить общую стоимость фрахта в зависимости от рыночной ситуации и специфики перевозки. Наиболее распространенные из них:
При расчете стоимости фрахта важно учитывать как базовую ставку, так и возможные дополнительные затраты, представляющие собой варьируемые коэффициенты. Для оценки рынка фрахта используются так называемые фрахтовые индексы, которые рассчитываются на основе сравнения ставок с фиксированным значениями или показателями за какой-либо определенный период. В отношении нефтеперевозок с 1952 года используется единая шкала Worldscale — система расчета ставки фрахта для груза конкретного нефтяного танкера. Еще 1 популярный индекс — Baltic Dry, он отражает стоимость перевозки сухогрузов морем по 20 основным маршрутам и с 1985 года ежедневно рассчитывается Балтийской биржей.
Кризисы, введение санкций и дефицит судов оказывают значительное влияние на рынок фрахта. Экономические кризисы, как правило, ведут к падению спроса на международные перевозки, поскольку предприятия сокращают объемы производства и поставок. Это может вызвать перераспределение фрахтовых ставок в сторону понижения, так как перевозчики, стремясь сохранить загрузку своих судов, могут начать конкурировать за имеющиеся грузы, что приводит к падению цен.
В то же время, экономические санкции могут ограничивать торговлю с определенными странами, что также снижает общий объем грузоперевозок. Санкционные ограничения и сопряженные с ними сложности расчетов зачастую приводят к повышению цен на фрахт для оставшихся на рынке маршрутов, так как судоходные компании становятся менее гибкими и вынуждены компенсировать потери по другим направлениям.
Нехватка судов также приводит к сложностям. Дефицит свободных контейнеров и судов на фоне растущего спроса приводит к резкому увеличению фрахтовых ставок. Судоходные компании сталкиваются с очередями в портах и задержками в доставке, что создает дополнительные проблемы для грузоотправителей.
Фрахтование может осуществляться как самостоятельно заказчиком, так и через посредничество экспедитора (англ. freight agent).
Когда заказчик сам ищет перевозчика, он обычно начинает с анализа своих потребностей: определяет характеристики груза, его объем, особенности доставки, в частности, сроки и маршрут. Заказчик может обращаться к различным перевозчикам, сравнивать их условия, цены и репутацию на рынке. После того как потенциальные перевозчики найдены, начинается процесс согласования условий: определение стоимости перевозки; обсуждение сроков доставки, погрузки и разгрузки; условия страхования груза и ответственности за его повреждение или потерю; другие специфические условия.
Экспедиторы же имеют обширные контакты с разнообразными перевозчиками и могут быстрее подобрать оптимальные варианты. Они учитывают не только стоимость, но и надежность перевозчика, сроки, отзывы клиентов и другие факторы. Экспедитор также может предложить дополнительные услуги, такие как оформление таможенных документов, что делает процесс более гладким и менее напряженным для заказчика.