На светящихся табло АЗС цифры медленно уменьшаются, и водители облегченно вздыхают: «Наконец–то!» Однако стоит отъехать от заправки и изучить статистику, как становится ясно: «снизившаяся» цена по–прежнему превышает средние значения последнего десятилетия. 2025 год может стать одним из самых дорогих для владельцев автомобилей, занимая четвертое место в перечне рекордно дорогих лет.
Почему нас так легко обманывает бензиновый мираж? Как налоговый «айсберг» скрывается в структуре цены? Насколько высоко может подняться стоимость топлива в 2025 году? Какой дьявол скрывается в деталях этого противоречивого ценового спектакля?
Разрыв между цифрой и восприятием
Посещение заправки сегодня напоминает сеанс иллюзиониста. Табло сулит облегчение: Super E10 в среднем по 1,68 €, дизель — 1,56 €. «Настоящая удача!» — подсказывает внутренний голос, вспоминая лето 2022 года, когда литр топлива перешагнул отметку в 2 евро. Но стоит отключить эмоции и включить калькулятор, как мираж рассеивается.
В исторической перспективе
Если вернуться в май 2020 года, мы увидим дизель по 0,98 € за литр, а бензин — на 40 центов дешевле нынешних цен. Еще раньше, в 2010–х, средняя стоимость литра была как минимум на 20 центов ниже. Однако цены на хлеб, услуги автомоек и аренду жилья выросли за это время более чем на 60%.
С поправкой на инфляцию текущие цены на топливо оказываются в середине исторического диапазона. За последние 25 лет дизель был дороже нынешней цены 12 раз, бензин — 18.
Анатомия цены за литр
У бензоколонки мы платим не столько за нефть, сколько за ее «попутчиков». Само «черное золото» сегодня составляет лишь около 36 центов в цене каждого литра. Основную же часть забирает государство: 105 центов за бензин и 86 центов за дизель формируют энергетический налог, НДС и плата за выбросы CO₂. Энергетический налог остается неизменным как скала с 2003 года; лишь в 2022 году появилась временная «топливная скидка». Плата за CO₂ пока добавляет скромные 13–15 центов, но график ее повышения уже составлен. Остаток распределяется между переработкой, логистикой и прибылью нефтяных компаний — именно в этом сегменте, по подсчетам ADAC, после ценового шока 2022 года сохраняется аномально высокая маржа.
Парадокс облегчения
«Мы привыкаем к боли и радуемся, когда ее ослаблению, даже если она не исчезает полностью», — объясняет этот феномен эксперт ADAC Кристиан Лаберер. Психика фиксирует максимальные значения, поэтому любое снижение кажется значительным, даже если расходы по–прежнему высоки. Это и есть «эффект теплой комнаты»: после мороза в –5° даже +2° кажутся теплом.
Перспективы на 2025 год
Невзирая на временное снижение цен в мае, 2025 год имеет все шансы войти в четверку самых дорогих лет для автовладельцев. Причина — не только нест...