Два места по цене нуля? Транспортный комитет Европарламента (TRAN) уже сказал «да», но впереди — июльское пленарное голосование и переговоры с Советом ЕС. До окончательного «бесплатного чуда» пассажирам предстоит пройти еще 1 раунд брюссельских баталий, где каждый см и килограмм будут обсуждаться заново.
В последние годы вопросы прозрачности и справедливости в авиаперевозках стали болевой точкой для миллионов европейцев. Особенное раздражение вызывает дополнительная плата за ручную кладь — услугу, которую большинство пассажиров считали непременной частью билета.
Как следует из данных Европейской ассоциации потребителей (BEUC), 21 мая 2025 года организация вместе с 16 национальными союзами подала коллективную жалобу на 7 лоукостеров, включая Ryanair, easyJet и Wizz Air. Всего через 4 недели, 24 июня, комитет TRAN вынес вопрос на законодательный уровень и поддержал поправку к регламенту о правах пассажиров.
Что именно предлагает Брюссель
Новейшие правила просты, как багажная бирка (но пока остаются проектом):
- 40×30×15 см — личная сумка под сиденьем;
- второе место ручной клади весом до 7 кг (точные габариты еще обсуждаются в ходе триалогов).
После окончательного утверждения доплата за этот базовый набор будет запрещена, а ручная кладь закреплена как обязательная часть авиабилета.
Кому подарки, кому счетчик
Победители — семьи и бизнес–туристы, измученные стрессом «приорити–бординга». Для них закончится нервная лотерея у выхода на посадку: вопрос «пройдет или не пройдет» больше не будет актуальным.
Проигравшие — лоукостеры. Согласно анализу IdeaWorksCompany, Ryanair, Wizz Air и другие получали до трети дополнительной выручки именно от платного багажа. Теперь им придется изобретать новейшие способы заработка — от платных SMS–уведомлений до премиальных мест у иллюминатора.
Цена вопроса
По оценкам BEUC, за последние 5 лет средняя надбавка за ручную кладь в ЕС выросла практически вдвое. Точные суммы потерь потребителей разнятся, но речь идет о сотнях миллионов евро ежегодно.
Авиакомпании предупреждают о возможном росте тарифов, однако, как отмечают аналитики, жесткая конкуренция на рынке не позволит резко повысить цены, вынуждая перевозчиков оптимизировать внутренние расходы.
Психология свободы
Небольшая ручная кладь давно превратилась в символ контроля над временем: без нее — неизбежные очереди у багажной ленты и потерянные часы. Когда за «маленький чемодан» начали брать отдельную плату, пассажиры восприняли это как ограничение свободы, а не просто дополнительный сбор.
Поправка TRAN возвращает ощущение базового права и ставит многоточие в долгой дискуссии о «дроблении» стоимости билета на бесчисленные опции.
Что дальше
- Июль 2025 — пленарное голо...