В условиях растущей геополитической напряженности и внутренних экономических вызовов Германия, одна из ведущих экономик Европы, оказалась на перепутье. После неожиданного подъема в начале 2025 года, связанного с ускоренными поставками и надеждами на стабилизацию внешнеторговых отношений, весной немецкий экономический двигатель вновь сбавил обороты.
Столкнувшись с угрозой высоких американских тарифов, спадом в строительной отрасли и осторожностью потребителей, страна рискует в первый раз в своей истории пережить 3 года стагнации подряд. Каковы причины текущей ситуации, прогнозы экспертов и возможные пути выхода из экономического лабиринта.
От взлета к зависанию
Еще весной официальные пресс–релизы звучали как марш победы: за первые 3 месяца года реальный ВВП Германии вырос на 0,4%, и финансисты облегченно улыбнулись. Однако «турбо–рывок» оказался эффектом аванса: экспортеры торопились вывести партии товаров за океан, спасаясь от новейших американских пошлин. Бундесбанк подтверждает: именно эти «Vorzieheffekte» — упреждающие сдвиги, которые временно раздуты спросом — искусственно приподняли показатели промышленности. Однако, как только пыль улеглась, экономический двигатель начал давать сбои и «троить» — во втором квартале рост фактически остановился, зафиксировав состояние практически полной стагнации («in etwa stagnierte») (Statistisches Bundesamt, Bundesbank).
Торговая дуэль через Атлантику
Теперь над немецким автопромом и машиностроением нависает 30–процентный «дамоклов меч» Белого дома. 1 августа — крайний срок, после которого Вашингтон, по информации Reuters, может повысить базовую импортную пошлину с 10% до 30% на всю продукцию из ЕС, если переговорщики не достигнут соглашения. Глава Бундесбанка Йоахим Нагель уже предупредил: «Затяжная неопределенность душит деловую активность; сделка нужна быстро, но не любой ценой» (finanzen.ch). В отчете банка отмечается, что именно этот «дополнительный встречный ветер» («zusätzlicher Gegenwind») способен серьезно ударить по экономике.
Пока же, по данным WirtschaftsWoche, каждая вторая фирма в машиностроении откладывает инвестиции, а автопроизводители подсчитывают, сколько моделей придется переориентировать на рынки Азии (wiwo.de).
Три слабых цилиндра: потребитель, стройка, экспорт
- Потребитель. Немцы все чаще экономят: индекс GfK/NIM в июле опустился до –20,3 пункта, а готовность к тратам упала до минимума за год из–за роста склонности к сбережениям.
- Стройка. Строительные компании говорят о «verlorenes Baujahr» (потерянном строительном годе): резкий спад заказов, дорожающая ипотека и замороженные тендеры на автобаны вынуждают часть отрасли переходить на сокращенную рабочую неделю (bi–medien.de).
- Экспорт. Производственные мощности простаивают; портфель заказов тоньше, чем в 2020 году, а мировой спрос на «Made in Germany» с...