В эпоху жестких социальных реформ и ужесточения контроля над получателями пособий немецкий город Дортмунд выбрал нестандартный путь — вместо санкций и ограничений здесь делают ставку на мотивацию через финансовые стимулы. Согласно данным местного Jobcenter, новейший проект предлагает безработным, готовым трудоустроиться в сферах с высокой потребностью в мобильности, существенные субсидии на покупку автомобиля и получение водительских прав.
Заявленная инициатива стала специфическим тестом эффективности современной социальной политики, вызвав оживленные дискуссии в обществе и политических кругах. Каковы детали и возможные перспективы этого необычного эксперимента.
Поворот на «зеленый»
Пока общефедеральный министр труда Бэрбель Бас (SPD) обещает «жестче спрашивать» с получателей Bürgergeld, дортмундский Jobcenter нажимает на другую педаль. Как следует из официального заявления центра, с 27 мая 2025 года здесь действует программа Mobilitätsbonus:
- 5 000 € — на покупку подержанного автомобиля,
- 3 000 € — на водительские права,
- до 3 000 € — на скутер,
- до 2 000 € — на e–bike.
По информации издания Bild, деньги перечисляются напрямую дилеру, минуя получателя — такая схема, по словам начальника центра Маркуса Вайхерта, исключает нецелевое использование средств.
Формула «10×5 000»
Вайхерт называет программу «точечным инструментом»: предусмотрено рассмотрение не более 10 заявок в год на общую сумму около 50 000 €. Как уточняет Jobcenter, претендовать на бонус могут только те, кто предоставит бессрочный трудовой договор и подтвердит, что место работы плохо связано с общественным транспортом. Плюс необходимо показать 2 коммерческих предложения от продавцов автомобилей — эта бюрократическая мера, по замыслу авторов, должна предотвратить злоупотребления.
Критика «справа»
Внутри самого Jobcenter не все в восторге: анонимный инспектор назвал схему «дверью для мошенников» — мол, возьмут авто, отработают испытательный срок и уйдут. Эту линию подхватил генсек ХДС Карстен Линнеманн, заявивший в интервью Bild, что «каждый работающий хватается за голову, услышав о таких подарках».
Аргументы «за»
Социал–демократ Йенс Пайк напоминает: подобные целевые выплаты существуют давно, но использовались скромно; сегодня лимит подстроили под реальные цены на подержанные машины, чтобы мобильность не оставалась роскошью (fr.de). Сторонники подчеркивают, что в регионах с плохо развитой транспортной сетью собственный транспорт — часто единственный пропуск к работодателю.
Национальный контекст
Согласно Der Spiegel, пока Дортмунд нажимает «газ», в Министерстве труда готовят реформу, ужесточающую санкции за пропущенные приемы в Jobcenter и отказ от сотрудничества: за «прогулы» обещаны «ощутимые последствия». Т...