Финансовое положение немецких муниципалитетов переживает 1 из самых серьезных кризисов за последние десятилетия. Всплеск социальных и кадровых расходов, дефицит доходов и устаревшая система федерального финансирования ставят перед городами, районами и общинами беспрецедентные вызовы: паралич обыденной работы и торможение развития становятся реальной угрозой.
Как отмечают представители Deutscher Städtetag, Deutscher Landkreistag и Deutscher Städte– und Gemeindebund, бюджеты муниципалитетов балансируют на грани коллапса: «Дефициты беспрецедентных масштабов способны разрушить систему», — констатируют президенты Буркхард Юнг, Ахим Бретель и Ральф Шпиглер, сообщает dpa.
Взгляд сквозь трещины
Долгое время немецкие города и поселки воспринимались как образцы управленческой дисциплины и финансовой устойчивости. Однако под поверхностью аккуратной брусчатки растет бюджетный разрыв: социальные и кадровые расходы, подобно подходящему дрожжевому тесту, увеличиваются примерно на 10% ежегодно. Каждое повышение тарифов и введение новейших льгот — словно еще одна капля, переполняющая коммунальную казну. По оценкам специалистов, дефицит основных муниципальных бюджетов в 2024 году достигнет 25 миллиардов евро, а к середине десятилетия прогнозируется рост до 35 миллиардов, что приведет к резкому увеличению задолженности и сокращению инвестиций. Для бухгалтеров мэрий эти цифры — не абстракция, а цепная реакция: чем глубже финансовая трещина, тем выше кредиты, тем меньше средств остается на мосты, школы и уличное освещение.
Вихрь экономии
Резервы муниципалитетов, ранее служившие «заплатой», исчерпаны до дна. На практике это выражается в закрытии библиотек по понедельникам, сокращении субсидий спортивным клубам и отложенных ремонтах коммунальных систем «до лучших времен». Каждый новейший чрезвычайный бюджет превращает заседания местных советов в баталии за выживание — уже не обсуждение развития, а выбор, что отключить, чтобы город не погрузился в темноту. Чрезвычайные бюджеты и жесткие меры экономии стали обыденностью для многих окружных администраций.
Неравенство финансовых потоков
Сложившаяся система распределения финансирования муниципалитетов превратилась в деформированное зеркало: они несут на себе свыше четверти всех государственных расходов, но получают лишь одну седьмую налоговых поступлений. Чтобы исправить этот перекос, ассоциации требуют значительного увеличения доли муниципалитетов в налоге с оборота (Umsatzsteuer). В противном случае реформы рискуют остаться формальностью — законы увеличивают обязательства, но не подкрепляются денежными потоками.
Становятся роскошью
Под ударом оказываются, прежде всего, добровольные расходы: поддержка культурных инициатив, льготный проезд, программы экономического развития. Парадокс в том, что именно эти статьи бюджета укрепляют ...