В ответ на растущую волну насилия в общественных местах Берлин сделал решительный шаг: с июля 2025 года в столичном общественном транспорте вводится полный запрет на ношение ножей и иных видов оружия. Эта беспрецедентная мера призвана содействовать безопасности пассажиров и значительно упростить работу полиции, предоставив ей право досматривать людей без необходимости наличия конкретных подозрений.
В этом материале мы подробно разберем суть новейших правил, особенности их реализации на практике, общественный резонанс и перспективы расширения подобного подхода по всей Германии и Европе.
Полный запрет в транспорте
Согласно информации, опубликованной в издании Die Welt, с 17 июля 2025 года в Берлине запрещается проносить любые ножи, электрошокеры, сигнальные и перцовые баллончики в вагоны метро (S– и U–Bahn), автобусы, трамваи, а также в здания и на платформы станций. Исключением остаются только открытые остановки на улице, где технически невозможно организовать проверку пассажиров и их вещей.
Новейшая логика досмотра: «контроль без повода»
Главное новшество — полиция получила право останавливать и досматривать пассажиров без необходимости иметь конкретное основание для подозрения. При обнаружении запрещенных предметов — ножей, перцовых баллончиков, шокеров — они будут изыматься, а нарушители подвергаться административным штрафам, достигающим 10 000 евро. Введенная система денежных наказаний перенимает опыт Гамбурга, где подобные санкции уже успешно применяются.
Кто попадает в зону исключений?
Среди тех, кто освобождается от запрета, — экстренные службы (полиция, пожарные), повара, сотрудники сферы общественного питания и курьеры, для которых ножи являются инструментом труда, а также ремесленники и другие профессионалы, чья деятельность требует ношения режущих предметов. Кроме того, разрешен транспорт новых, еще запакованных ножей. Во всех прочих случаях даже складной «швейцарский нож» в кармане считается нарушением.
Цепная реакция
Берлин не одинок в таких нововведениях:
- Гамбург в первый раз ввел тотальный запрет в декабре 2024 года, установив штрафы от 150 до 10 000 евро.
- В Гессене действует собственная «красная зона» безопасности вокруг крупных транспортных узлов, а с 31 октября 2024 года подобные ограничения распространяются на все общефедеральные железнодорожные линии.
- Баден–Вюртемберг оформляет аналогичную нормативную базу с планами запустить ее до конца года.
Сенатор внутренних дел Берлина Ирис Шпрэнгер призывает «зашить весь общественный транспорт Германии одной юридической ниткой» и намерена активно продвигать эту инициативу на ближайшей конференции министров внутренних дел.
Аргументы «за» и «против»
Сторонники реформы уверены, что запрет эффективно предотвратит внезапные нападения ...