Европа вновь чертит прямую линию на карте: Берлин и Лондон договорились запустить под Ла–Маншем «сквозной» пассажирский поезд без пересадок. Политический жест превращается в инженерную задачу — от пограничных и досмотровых протоколов до узких мест в лондонском St Pancras и депо Temple Mills. На кону не только комфорт: речь идет о новой логике мобильности, где рельсы конкурируют с рейсами, а время «от двери до двери» и углеродный след становятся столь же важными, как цена билета.
Совместная рабочая группа двух стран должна доказать, что большущий европейский маршрут реалистичен уже в ближайшие годы — на фоне пробуждающейся конкуренции у Eurostar и растущего спроса на быстрые, понятные и устойчивые поездки.
Политическое «да»
Германия и Великобритания подписали совместную декларацию о намерениях: правительства создают рабочую группу, чтобы довести прямое пассажирское сообщение через тоннель под Ла–Маншем до эксплуатационной готовности. Документ скрепили в Гамбурге министры транспорта Патрик Шнайдер и Хайди Александер; их мандат — превратить символический жест в маршрут без пересадок, то есть в реальную альтернативу перелетам. Пока добраться поездом из Германии в Лондон можно лишь с пересадкой — обычно в Брюсселе или Париже. Новейшая связка должна устранить эту «стыковку», а вместе с ней — страх многих пассажиров перед международной логистикой.
Узкие места
- Первый барьер — пограничная архитектура. После Brexit действуют так называемые juxtaposed controls с досмотром еще до посадки; к ним добавляется поэтапное внедрение биометрической системы EES, которая на старте замедлит поток, прежде чем даст прирост пропускной способности.
- Второй барьер — St Pancras International. Терминал расширяют по трем направлениям: зоны контроля, залы отправления и маршруты пассажиропотоков. До полноценного запуска EES оператор наращивает штат и количество киосков, но в краткосрочной перспективе «узкие горлышки» неизбежны, сообщают The Times и Eurostar for Agents.
- Третий барьер — депо Temple Mills. Eurostar называет его перегруженным, тогда как регулятор ORR по итогам независимой проверки увидел резерв как минимум для одного нового оператора.
Монополии больше не будет
Eurostar объявил о расширении: в следующем десятилетии компания планирует прямые линии Лондон—Франкфурт и Лондон—Женева, подкрепляя планы заказом нового подвижного состава.
Параллельно на арену выходит Virgin: оператор заявил о доставке 12 высокоскоростных Avelia Stream от Alstom и подал заявку в ORR. Выход на основные маршруты — Лондон—Париж/Брюссель/Амстердам — нацелен на 2030–е с последующим продвижением к Германии и Швейцарии.
Иными словами, маршрут «Берлин—Лондон» появляется не в вакууме: регуляторная, инфраструктурная и конкурентная среда, наконец, складывается в пользу многооператорной модели. Имен...