Что если ваш гибридный автомобиль оказался мощнее на бумаге, чем на деле? А может, наоборот — в реальности он способен на большее, чем предполагает налоговая ставка? В РФ решили положить конец этим несостыковкам и пересмотреть подход к расчету транспортного налога для электрокаров и гибридов.
Министерство промышленности и торговли (Минпромторг) взялось за переработку методики определения мощности автомобилей с альтернативными силовыми установками. Ведомство уже подготовило техническое задание, которое должно привести к созданию новейших стандартов оценки. Главная цель — определить реальную, а не формальную мощность транспортного средства в условиях, приближённых к эксплуатационным.
Сейчас транспортный налог в РФ рассчитывается на основе количества лошадиных сил двигателя. Проблема в том, что этот метод разрабатывался с прицелом на автомобили с одним бензиновым мотором. Современные гибриды и электрокары часто имеют несколько силовых агрегатов — бензиновый, электрический, а иногда и целый комплекс дополнительных модулей.
Согласно действующей редакции Налогового кодекса РФ, расчет налога по-прежнему идёт по принципу "чем больше лошадей, тем выше ставка". При этом мощность установки считается как сумма всех её компонентов, что не совсем точно. Ведь в реальности максимальная мощность силовой установки — это не просто арифметика, а сложная инженерная величина, учитывающая алгоритмы работы разных типов моторов.
Минпромторг предлагает разработать единый стандарт измерения мощности гибридов и электрокаров. Речь идёт о создании универсальной методики испытаний, которая позволит точно и объективно определять реальную мощность транспорта. Эта методика будет учитывать особенности работы сложных силовых установок — когда, например, бензиновый и электрический моторы не работают одновременно на пике.
Согласно техническому заданию, подготовить предложения по новой системе оценки должны до 25 ноября текущего года. Работать над этим будут специалисты в области автомобилестроения и энергетики, совместно с экспертами по налогообложению.
В первую очередь, владельцы гибридов и электрокаров. Сейчас они часто переплачивают налог, потому что мощность их автомобиля рассчитывается некорректно. Новейший подход позволит устранить эти искажения, а значит — сэкономить деньги тем, кто выбрал экологичный транспорт.
Кстати, по данным Ассоциации европейского бизнеса, за 2024 год в РФ было продано более 15 тысяч электромобилей, что практически в 2 раза больше, чем годом ранее. Основной спрос пришёлся на гибридные модели, которые на пике выдают мощность до 300 л. с., но при этом в реальной эксплуатации используют её лишь на треть.
Во многих странах уже давно используется не номинальная, а эффективная мощность для расчета налогов и пошлин. Например, в Германии и Японии налогообложение учитывает выбросы CO₂, а не только силу мотора. Российская Федерация , делая шаг в сторону объективности, приближается к этим стандартам.
Если новейшая система будет принята, это станет важным сигналом для автомобильного рынка: государство готово создавать благоприятные условия для развития экологичного транспорта.
Кроме того, стандартизация поможет в борьбе с серыми схемами — когда продавцы или владельцы занижают мощность автомобиля ради снижения налогов. Объективные данные испытаний не оставят места для манипуляций.