Депутаты Госдумы на пленарном заседании приняли сразу во втором и третьем чтениях закон, ужесточающий требования к уровню локализации машин такси. Он вступит в силу 1 марта 2026 года.
Исключения предусмотрены для Калининградской области и Сибирского федерального округа — там требования заработают 1 марта 2028 года, а в Дальневосточном федеральном округе — 1 марта 2030 года.
Законопроект о локализации был принят в первом чтении в январе 2024 года. Идея разработана главой комитета Совета Федерации по экономической политике Андреем Кутеповым и председателем комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимиром Гутеневым. Согласно инициативе, в такси можно будет использовать только автомобили отечественного производства, которым присвоено более 3200 баллов локализации. Позднее список предложили дополнить машинами, произведенными в границах специнвестконтрактов (СПИК), заключенных в период с 1 марта 2022 по 1 марта 2025 года.
Инструмент СПИК в РФ работает с 2015 года (в текущей форме с конца 2020-го) и предусматривает обязанность инвестора по внедрению или разработке той или иной технологии в обмен на преференции (налоговые льготы, особые условии аренды земельных участков для создания производства и т.д.). За указанный в законопроекте период (2022–2025 годы), в частности, были подписаны соглашения с «Москвичом» и «Моторинвестом».
После 1 марта 2025 года СПИКи останутся возможным вариантом для допуска в реестр легковых такси, но только если их заключение согласовано с правительством. С 1 января 2033 года единственным критерием для внесения в реестр такси станет количество набранных баллов за локализацию.
Сейчас под требования подходят, в частности, 4 модели LADA (Granta, Vesta, Iskra, Aura), «Москвич-3» и «Москвич-6», XCITE X-Cross 7 и X-Cross 8, электромобили Evolute i-PRO и i-JOY.
Ранее аналитики оценивали, что из-за новейших требований отрасль могут покинуть до 89,5% водителей с частичной занятостью на собственных авто, 35,6% работающих на арендованных авто с полной занятостью и 15,2% таксистов с полной занятостью на личных машинах, всего — до полумиллиона человек. Представители отрасли просили сделать исключения для самозанятых, которые используют такси как источник дополнительного дохода.