Свободная биография Генриха Шлимана — новейший хит с людьми и куклами.
Логическое продолжение спектакля-события «Я — Сергей Образцов», «Троя. Впечатление» тоже представляет собой биографический спектакль о яркой личности, где в центре — живой артист, а вокруг него большей частью куклы. Даже если хорошо знать сюжет и действующих лиц «Илиады», спектакль открывает немало нового. Например, что Шлиман был подданным Российской империи, был женат на русской и даже стал купцом первой гильдии незадолго до того исторического момента, как открыл человечеству Трою. Спектакль претендует на центральное место в ближайшем театральном сезоне, хотя и критики вызовет немало. «Известия» объясняют почему.
Гомер в Театре Образцова.
Гомеровский эпос в последние годы постоянно становится центром рефлексии современных массовых авторов. Среди последних примеров — Рэйф Файнс в роли Одиссея и бестселлеры Клэр Норт, а в следующем году Кристофер Нолан выпустит свою «Одиссею». Добавим к этому свежий нетфликсовский сериал «Перси Джексон», который основан на античном эпосе и имеет немало отсылок к Гомеру. Всё это, в общем, понятно, сюжеты Гомера сегодня совершенно актуальны, а события «Илиады» так просто льются на нас в новостях и сводках, разве что имена действующих лиц другие. Но страсти ровно те же самые, а многие события иначе, кроме как гневом Афины или Аполлона, объяснить невозможно.
Не выбрать лучше момента для выпуска спектакля про Трою — равно как и про открывшего ее Генриха Шлимана. Потому что, раз уж на то пошло, многие ли знают, кем был Генрих Шлиман? Кто вообще в курсе, чем он занимался, кроме того, что искал Трою, покупая под раскопки землю у турецких властей? И кто, наконец, знает, как сильно судьба Шлимана была связана с Россией?
На этой загадке и построена драматургия спектакля. Это не пересказ «Трои», это жизнь Шлимана, рассказанная через его мытарства, страсти, сны и мечты. Главная его страсть с детства — Гомер, поэтому режиссер и автор пьесы Екатерина Образцова сразу вплетает в биографию параллели. Вот мальчик из бедной семьи Генрих безнадежно влюблен в девочку из зажиточной семьи — а вот Парис возжелал чужую жену, которой не имел права обладать никогда. Параллель сомнительная, но Образцова делает так, чтобы мы увидели связь не столько на уровне сюжета, сколько на уровне силы и интенсивности страсти.
Трагедия Шлимана в том, что античные персонажи совершают безрассудные поступки и подвиги, а он вечно вынужден искать компромиссы, обходные пути — и уже потом, на уровне послевкусия, понимаешь, почему среди многочисленных персонажей в спектакле не было Одиссея. Потому что Шлиман — это и есть Одиссей, многомудрый, хитроумный, многострадальный, мечтающий о своей Пенелопе, но не отказывающий себе в удовольствиях с другими женщинами.
Странствия взрослого Шлимана, торгового агента, приводят его в РФ, здесь он проворачивает выгоднейшие сделки, получает п...