Инструмент для регионов: как работают инфраструктурные облигации

Источник: РБК | Дата: 1 неделя назад

Тренд на комплексное развитие территорий (КРТ) и реализацию масштабных проектов потребовал активного строительства наравне с жильем самой разнообразной инфраструктуры. Для многих регионов проекты КРТ являются едва ли не основным способом улучшения качества городской среды. Однако для создания или преобразования транспортного каркаса, инженерных коммуникаций и социальной инфраструктуры необходимы очень большущими затраты. Нередко ни сами регионы, ни девелоперы в начальной стадии реализации проектов просто не готовы и не способны финансировать эти работы.

Для того чтобы полноценно «запустить» проект и профинансировать сопутствующую жилью стройку, были разработаны долговые инструменты опорных облигаций (так называемых опорников) и инфраструктурных облигаций Специализированного общества проектного финансирования (СОПФ).

«Опорники» являются долговыми обязательствами муниципалитетов или регионов, которые обеспечиваются будущими доходами в виде растущих налоговых поступлений. Опорные облигации выпускаются под реализацию конкретного проекта, а погашаются уже после реализации за счет возросших налоговых поступлений. Такой подход позволяет начать крупное строительство, не дожидаясь, пока в бюджете региона появятся необходимые средства.

СОПФ выпускает облигации и привлекает денежные средства с фондового рынка. Поступления от эмиссии облигаций в виде займов идут на финансирование проектов, прошедших экспертизу и проверку на соответствие критериям, установленным правилами. План выпуска облигаций согласуется тогда, когда становится понятно, сколько денег требуется для реализации отобранных проектов. Это позволяет грамотно управлять финансированием и обеспечивать возвратность выданных займов. Причем займы предоставляются по льготной ставке, а разница между рыночной ставкой купона по облигациям и льготной ставкой по займам покрывается субсидией от государства.

При этом в каждом регионе определяются свои приоритеты инфраструктурного развития. Например, благодаря опорникам Московская область развивает транспортную инфраструктуру и жилищное строительство, Республика Татарстан — индустриальные парки, а Краснодарский край — туристическую инфраструктуру и агрологистику.

Наиболее перспективные и востребованные региональными властями отраслевые проекты чаще всего касаются городской среды и ЖКХ (дороги, благоустройство, парковки), промышленности (водоснабжение, энергетика, промзоны), логистики (терминалы и транспортные развязки), IT (связь, интернет, ЦОДы) и агропромышленного комплекса (дороги, хранилища, переработка).

Выигрыш для девелоперов-заемщиков состоит в уменьшении стоимости финансирования инфраструктурных проектов, а также в повышении капитализации проекта: хорошая транспортная доступность, наличие школ и детских садов автоматически переводят проект в приоритетный для потребителя и формируют высокий спрос. А для инвесторов это означает снижение рисков и повышение рейтинга облигаций.

Отслеживая эмиссию облигаций, можно выявить наиболее актуальные точки роста локальных экономик. Участие в проектах государственно-частного партнерства (ГЧП) дает дополнительную возможность снизить риски в условиях долгосрочной стабильности. Разумеется, вход в проект на старте реализации дает возможность получить наиболее интересные для бизнеса условия и выбрать наиболее подходящие локации с учетом развития будущей инфраструктуры.

Для девелоперов инфраструктурные облигации, в отличие от привычных банковских кредитов или выпуска акций, не требуют резервирования капитала и не приводят к размыванию доли собственников компании. Таким образом, опорные или инфраструктурные облигации стали инструментом, который позволяет регионам РФ формировать устойчивую финансовую базу для реализации стратегически важных проектов. Все это повышает качество жизни населения и стимулирует экономический рост в регионах.

Источник: РБК