Инвесторы в угольные активы Донецкой и Луганской народной республик (ДНР и ЛНР) — ООО «Импэкс-Дон» и ООО «Торговый дом «Донские угли» — вернут властям этих регионов 9 угольных шахт, взятых в аренду в 2024 году. Из них 7 находятся в аренде у «Донских углей» (в ЛНР), две — у «Импэкс-Дона» (в ДНР). Этот вопрос обсуждался в Минэнерго 10 апреля, копия протокола совещания есть у РБК, его подлинность удостоверил собеседник, знакомый с дискуссией. Еще 1 источник РБК в одном из федеральных ведомств также удостоверил факт обсуждения данного вопроса.
Совещание проведено после обращений глав Донецкой и Луганской народных республик Дениса Пушилина и Леонида Пасечника в Минэнерго, говорится в протоколе. Министерству угля и энергетики ДНР (совместно с «Импэкс-Доном») и министерству топлива, энергетики и угольной промышленности ЛНР (совместно с ТД «Донские угли») поручено подготовить технико-экономическое обоснование о целесообразности передачи угольных шахт в региональные ГУП «ГУРШ» (госуправление по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов) с определением «стоимости содержания шахт в границах их реструктуризации до окончательной ликвидации», говорится в документе. Профильные ведомства и бизнес также должны определить источники финансирования расходов на передачу.
Участники совещания также обсуждали разработку техпроектов ликвидации горных отводов и источники финансирования, разработку новейших бизнес-планов по развитию остающихся в аренде компаний объектов, план мероприятий по трудоустройству штатных сотрудников закрывающихся шахт или их переобучение.
Минстрой переадресовал вопросы в Минэнерго, где отказались от комментариев. От комментариев также отказался представитель вице-премьера Марата Хуснуллина, курирующего развитие новейших территорий. Представитель Роснедр сказал, что вопросы находятся вне компетенции агентства. Представитель Дениса Пушилина не предоставила комментариев. РБК также направил запросы представителю главы ЛНР Леонида Пасечника, в Ростехнадзор, Фонд развития территорий, ТД «Донские угли», «Импэкс-Дон», чьи представители присутствовали на совещании 10 апреля.
Источник РБК, знакомый с ходом обсуждения вопроса, утверждает, что общефедеральные власти не возражают против возврата активов в собственность регионов. При этом они считают, что оплатить создание техпроектов ликвидации горных выработок (на возвращаемых активах) и содержание шахт до их ликвидации или консервации должны инвесторы. Бизнес, в свою очередь, считает, что эти расходы должны взять на себя органы власти.
По словам собеседника, разработка технического проекта стоит около 50 млн руб., на сохранение жизнеобеспечения одной шахты, в том числе откачку поступающей в нее воды, уходит 20–30 млн руб. в месяц, или 240–360 млн руб. в год. Разработка проекта при этом может занять до года. Таким образом, в течение года инвесторы вынуждены будут тратить на поддержку объектов совокупно 2–3 млрд руб.
Представители органов власти говорят, что ни в федеральном, ни в региональных бюджетах на эти работы денег не предусмотрено, и считают, что работы и содержание шахт должен оплатить недропользователь, отмечает источник. Инвесторы, по его словам, настаивают, что владели временной лицензией на аренду, которую взяли на год, чтобы определить перспективы разработки полученных шахт, а потому недропользователями не считаются. Кроме того, они уже выплатили по итогам года аренды миллиарды рублей на заработные платы рабочим и реконструкцию объектов.
Иван Мохначук, председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности, подтвердил, что инвесторы отказываются от аренды части шахт в ДНР и ЛНР. Он говорит, что часть объектов действительно придется закрыть, так как «в текущих условиях другого выхода нет». «Сегодня идет поиск средств на проведение работ по ликвидации этих объектов. Проблема в том, что часть шахт находится рядом с жилой застройкой, если их ликвидация пройдет без должной проработки, их деформация может навредить расположенным рядом населенным пунктам», — добавил он.
Мохначук считает, что финансировать консервацию и ликвидацию объектов будет общефедеральный бюджет, так как частных собственников у этих шахт сегодня нет, а комплекс природоохранных мероприятий кто-то должен выполнить.
Александр Андропов, начальник налоговой практики адвокатского бюро БВМП, говорит, что по закону «О недрах» ликвидация горных выработок финансируется недропользователем. «Если компания по условиям временной лицензии не является недропользователем, обязанность может лежать на регионе. Но если договор аренды или лицензия возлагают на инвесторов ответственность за ликвидацию, они обязаны финансировать работы», — отмечает он.
«Спор возникает из-за противоречий в трактовке закона «О недрах». Позиция властей в том, что инвесторы обязаны финансировать ликвидацию, так как закон (ст. 22–23) возлагает на пользователей недр обязанность по обеспечению безопасности работ, включая закрытие объектов. Позиция бизнеса в том, что временная лицензия на аренду не делает компании недропользователями, поэтому обязанность ликвидации остается за регионом», — объясняет Филипп Данько, гендиректор консалтинговой компании O2 Consulting.
Он согласен с тем, что надо отталкиваться от договоров аренды и условий временных лицензий: если лицензии были временными и не включали условий о ликвидации, формально ответственность лежит на регионе как на недропользователе. Но если в договорах аренды явно прописаны обязательства инвесторов по закрытию шахт, суд, скорее всего, встанет на сторону властей. «В перспективе этот кейс может привести к уточнению законодательства о статусе временных лицензий и распределении ответственности за ликвидацию объектов», — добавил Данько.
Алексей Винокуров, партнер юридического агентства «Правовое содействие» в Донецке, говорит, что ст. 26 закона «О недрах» прямо предусматривает обязанность пользователей недр по ликвидации или консервации горных выработок после окончания срока лицензии или при досрочном прекращении. «Недропользователь обязан выполнить все обязательства по ликвидации и рекультивации, предусмотренные проектной документацией, а также устранить потенциальную опасность для жизни, здоровья и окружающей среды. Но с учетом передачи инвесторам в новейших регионах шахт с историей (работниками и далеко не современной инфраструктурой), многие из которых уже нерентабельны, возражения бизнеса понятны: никто не хочет брать на себя затраты по ликвидации шахт, на которых добыча уже не приносит доход», — добавил Винокуров.
Осенью 2014 года первый замминистра Минэнергоугля Украины Юрий Зюков говорил, что до начала военного конфликта в Донецкой и Луганской областях (до 2014 года) на их территории работали 95 шахт. Бывший министр энергетики РФ Николай Шульгинов в 2023 году говорил о 114 шахтах, часть из которых находилась на консервации или в стадии ликвидации. Тогда же он анонсировал, что в этих регионах должны остаться 15 шахт.
После потери контроля над территориями ДНР и ЛНР украинские власти организовали транспортную блокаду регионов. В 2017 году власти ДНР и ЛНР ввели внешнее управление на предприятиях. Киев считает экспорт угля с территории ДНР и ЛНР незаконным: по оценкам властей Украины, через границу с Ростовской областью до 2022 года ежегодно вывозилось около 2,8 млн т угля на $288 млн.
Донецкий угольный бассейн — 1 из крупнейших в мире. Разведанные запасы угля в нем оцениваются в 47 млрд т, прогнозные ресурсы — еще в 30 млрд т. В 2023 году российское правительство подготовило концепцию реформы угольной отрасли ДНР и ЛНР: она предполагает привлечение частного капитала в отрасль для повышения рентабельности. Передача шахт в аренду инвесторам началась в 2024 году.
На Петербургском международном экономическом форуме летом 2024 года правительство ЛНР передало ростовскому «Торговому дому «Донские угли» 5 шахт («Молодогвардейская», «Красный партизан», «Суходольская-Восточная», «Харьковская», шахта имени Баракова) и вспомогательные производства (ЦОФ «Нагольчанская», ПП «Ровеньковское погрузочно-транспортное управление»). Еще 5 шахт компания арендовала в апреле 2024 года.
Три из них — «Молодогвардейская», «Суходольская-Восточная» и имени Баракова — принадлежали ПАО «Краснодонуголь» холдинга «Метинвест» украинского олигарха Рината Ахметова. Оставшиеся две — «Красный партизан» и «Харьковская» — входили в ГУП «Свердловантрацит».
Гендиректор «Торгового дома «Донские угли» Илья Колесник говорил РБК, что компания планировала в 2024–2028 годах вложить в эти шахты 49 млрд руб.: часть — из прибыли, часть — за счет банковских кредитов.
«У нас широкий ассортимент углей: как металлургические, так и антрацитовые. Планируем в первую очередь обеспечить нужды присоединенных территорий. В перспективе планируем поставлять продукцию и в дружественные страны при наличии спроса», — говорил он РБК.
Весной 2024 года администрация соседней ДНР передала в аренду компании «Импэкс-Дон» 4 шахты: «Комсомолец Донбасса», «Прогресс», «Заря», а также Шахтоуправление им. Л.И. Лутугина. Представитель министерства угля и энергетики ДНР говорил, что инвестор в течение пяти лет планировал вложить в них более 16 млрд руб. Предполагалось, что средства будут направлены на техперевооружение, капремонт и увеличение зарплат сотрудников. В ходе прошлогоднего форума в Санкт-Петербурге власти ДНР передали еще одну шахту — «Волынская» — компании ООО «ГОК Энергококс». Инвестор, по словам представителя министерства угля и энергетики республики, планировал вложить в нее 211 млн руб.
Александр Котов, партнер NEFT Research по консалтингу, считает, что убыточные шахты проще закрыть, «чем преобразовывать их в черную финансовую дыру». При текущем крайне негативном тренде на мировом рынке угля нецелесообразно поддерживать заведомо убыточные производства: с плохим качеством продукции, длинным транспортным плечом до ключевых рынков сбыта, большущий глубиной залегания и, соответственно, высокими производственными издержками, говорит аналитик.
«Правильно ликвидировать убыточные и заведомо нерентабельные шахты и поддерживать перспективные. Это даже хорошо для рынка: убыточные предприятия обанкротятся, что в конечном итоге приведет к сокращению предложения на глобальном рынке и — через определенное время — к новому циклу роста цен», — пояснил Котов.
Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что долгосрочный тренд на рост железнодорожных тарифов в РФ и развитие альтернативной энергетики в Китае ограничивает экспорт и повышает конкуренцию угольщиков на внутреннем рынке. Поэтому он согласен с тем, что шахты с высоким уровнем износа и ограниченным из-за санкций рынком сбыта неконкурентоспособны. «Часть из них, наверное, должна быть законсервирована с переобучением специалистов. Либо нужно целевым образом с использованием дотаций покупать уголь с этих объектов для нужд энергетики, что в текущих условиях выглядит малореалистично», — считает он.