Искусственный интеллект — одно из самых значимых технологических достижений человечества последних лет. Как предполагают разработчики, с его помощью можно оптимизировать многие процессы и «разгрузить» человека от рутинных когнитивных задач. Однако использование нейросетей — палка о двух концах. В частности, это может привести к снижению когнитивных функций людей. Рассказываем подробнее.
Развитие искусственного интеллекта произвело революцию во многих областях человеческой деятельности: математики смогли адаптировать программу для увеличения вычислительных мощностей компьютеров, экологи и климатологи — для расчетов потенциальных природных рисков, а медики — чтобы придумывать новейшие лекарства и распознавать трудные для определения болезни.
Однако наряду с этим программы по типу ChatGPT оказались опасны для разума людей. Как выяснилось, частое использование искусственного интеллекта может провоцировать снижение когнитивных функций у людей, в отличие от более ранних и простых в использовании вспомогательных инструментов. ИИ меняет основы работы с информацией, снижая для людей необходимость полагаться на собственные способности в сохранении и обработке информации.
Такое уже было?
Мозг человека — адаптивная структура. В ответ на внешние обстоятельства и стимулы изменяются и принципы его работы. Хороший пример — развитие так называемого клипового мышления, которое в условиях информационной перегрузки помогает людям анализировать внешние стимулы и воспринимать мир вокруг себя.
Другой хороший пример того, как мозг меняется в ответ на внешние условия, — то, как изменилась способность к концентрации среди школьников, которые перешли на дистанционное обучение в период пандемии COVID-19. Опрос британских ученых среди учителей показал, что 70% специалистов заметили негативные перемены в поведении детей после пандемии. В частности, школьники стали жаловаться на скуку и раздражение. Из-за этого учителям пришлось адаптировать занятия, чтобы дети могли вникнуть в урок: на каждый вид деятельности в классе стали выделять не более 10 минут. По мнению специалистов, это может быть связано в том числе с тем, что дети начали постоянно контактировать с гаджетами.
Однако изменения в способности концентрироваться — не единственное, как подобное поведение может сказаться на мышлении людей. К примеру, с распространением интернета у людей, которые часто им пользуются, значительно улучшилась так называемая эпизодическая память. Этот вид памяти, в отличие от семантической, отвечающей за запоминание предметов, характеризуется тем, насколько хорошо люди сохраняют воспоминания о действиях и событиях. Это означает, что с распространением интернета люди начали лучше запоминать не саму информацию, а то, что нужно сделать, чтобы ее получить. Например, отныне люди не запоминают рецепт любимого лимонного пирога, но точно помнят, что именно нужно вбить в поисковике и какой сайт открыть, чт...