29 апреля истекли 100 дней с момента, как Трамп принес присягу и во второй раз стал президентом Соединенных Штатов. Сам Трамп высоко оценил работу своей команды за этот период: «Мы уже побили все рекорды предыдущих администраций и продолжим усердно трудиться и нанимать самых компетентных и трудолюбивых патриотов, которые приведут нашу страну к золотому веку».
Согласно опросу CNN и SSRS, рейтинг поддержки Трампа перед достижением важного для любого американского президента рубежа находится на уровне 41%. Это самый низкий показатель со времен 34-го президента США Дуайта Эйзенхауэра (1953–1961). Близкий республиканцам телеканал Fox News приводит немногим лучшие цифры: 44% зарегистрированных избирателей одобряют деятельность 47-го президента США, а 55% придерживаются противоположного мнения. Наиболее высокую оценку получили его усилия по обеспечению безопасности границ (55% одобрения) и иммиграционная политика (47%), а вот меры по борьбе с инфляцией и тарифные войны особой популярностью не пользуются — их поддерживают всего 33% опрошенных.
Хотя Трамп, по данным The Economist, рассчитывал достигнуть договоренностей об украинскому урегулировании в течение первых 100 дней, пока его команде удалось лишь частично продвинуться в этом вопросе. При посредничестве США Москва и Киев договорились о 30-дневном моратории на удары по энергетической инфраструктуре, который действовал с 18 марта, но регулярно обвиняли друг друга в его несоблюдении. Позднее российский президент В. В. Путин дважды объявлял о временном полном перемирии: по случаю Пасхи (19–20 апреля) и празднования 80-летия Победы (7–10 мая).
Команда Трампа продолжает активные контакты с Россией, Украиной и европейскими партнерами. В центре дискуссий — «рамочные предложения» США, которые американская сторонна называла «окончательными».
Официальные лица США публично раскрыли лишь некоторые пункты предложений, но агентство Reuters опубликовало обсуждаемый документ полностью:
Перемирие
Территория
Экономика
На Ближнем Востоке ситуация остается напряженной. Перемирие между Израилем и ХАМАС, достигнутое еще до инаугурации Трампа, но при деятельном участии его эмиссаров, в марте утратило силу, и боевые действия в регионе возобновились. США продолжают оказывать посреднические услуги: спецпосланник Трампа Стивен Уиткофф регулярно встречается с представителями воюющих сторон в Каире и Дохе и даже посетил сектор Газа. Однако пока Израиль и ХАМАС так и не договорились о возобновлении перемирия, хотя и обсуждают возможные варианты: недавно палестинская группировка предложила освободить всех остающихся заложников взамен на пятилетнее приостановление огня.
Одним из главных приоритетов первых 100 дней нового президентства Трампа стала балансировка торговых отношений с другими странами. Еще во время предвыборной кампании он пообещал ввести тарифы на весь импортчтобы придать импульс развитию американской промышленности, в том числе убедив иностранные компании размещать свои заводы и фабрики в США.
2 апреля Трамп объявил о введении «взаимных тарифов» для 180 государств. В отношении половины из них действовала базовая ставка в 10%, а для остальных — повышенная, которая первоначально составила от 11 до 50%. Вот наиболее высокие из них:
Ставка для Европейского союза (ЕС) составила 20%. Под повышенные тарифы попали и две страны бывшего СССР — Молдавия (31%) и Казахстан (27%); для других, включая Украину, введена базовая ставка 10%. А вот в отношении РФ и Белоруссии, а также Ирана и Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР), США решили пошлины не вводить, поскольку торговля с этими странами ведется в «очень ограниченных масштабах» из-за санкций, пояснили в Белом доме.
9 апреля, когда должны были заработать повышенные «взаимные тарифы», Трамп объявил об приостановке этого режима сроком на 90 дней; вместо них практически для всех стран будет действовать базовая 10-процентная ставка. Исключение составил Китай: администрация США не просто оставила в силе дополнительные пошлины на китайские товары, но и повысила их с 54 до 104%, а после и вовсе до беспрецедентных 145%. Китайские пошлины на американские товары пока находятся на отметке 125%.
Особо пристальное внимание Трамп уделяет крупнейшим торговым партнерам США — Канаде и Мексике. Еще до возвращения в Белый дом он обещал ввести против соседей высокие тарифы, поскольку те не предпринимают достаточных усилий в борьбе с нелегальной миграцией и контрабандой наркотиков через общие границы. 4 марта в силу вступили 25-процентные пошлины на канадский и мексиканский импорт, впрочем позднее из-под их действия были выведены товары, подпадающие под трехстороннее торговое соглашение (USMCA). Также действует пониженная ставка для канадских удобрений и энергоносителей.
12 марта администрация Трампа ввела 25-процентные тарифы на импортируемые сталь и алюминий (Канада — ключевой поставщик и того и другого), а 26 марта — 25-процентные тарифы на все ввозимые в США автомобили, включая американские марки, произведенные за рубежом. Причем 23 апреля Трамп пригрозил, что скоро может повысить ставку для импортируемых из Канады автомобилей: «Нам не нужны ваши машины, при всем уважении. Мы хотим действительно делать свои собственные. Параллельно Трамп упорно предлагает соседней стране отказаться от суверенитета и стать 51-м штатом США.
Иммиграционная реформа
В первый же день в Белом доме Трамп объявил о введении режима чрезвычайной ситуации на южной границе США. С тех пор число нелегалов, пересекающих американскую границу, опустилось до рекордно низких значений. В феврале оно составило 28 635 человек, в марте — 29 065. В аналогичный период прошлого года этот показатель составлял 256 071 и 246 505 соответственно, следует из базы данных Погранично-таможенной службы США.
Однако темпы депортации иммигрантов при республиканце пока ниже, чем у прежней администрации: примерно 3,9 тыс. человек в неделю против около 5 тыс. годом ранее. Немалую роль сыграло и то, что львиная доля депортируемых прежде приходилась на тех, кого поймали при незаконном пересечении границы. Поимка и депортация нелегалов, уже несколько лет проживающих в США, сопряжена с большими трудностями, в том числе юридического характера.
Другим важным направлением политики Трампа в первые 100 дней стало сокращение государственного аппарата — эту миссию он поручил своему близкому стороннику Илону Маску, который возглавил новейший Департамент эффективности государственного управления (DOGE). Еще в конце ноября 2024 года Маск пообещал сократить расходы бюджета на $2 трлн. Позднее он снизил целевой показатель вдвое, но пока и до него далеко: согласно собственной статистике DOGE, по состоянию на 20 апреля ведомство смогло сократить госрасходы на $160 млрд, причем точность расчетов ставилась журналистами под сомнение).
Масштабная оптимизация госаппарата не прошла без «сопутствующего ущерба»: под сокращения по ошибке попали сотрудники Национального управления по ядерной безопасности, работавшие над программой по созданию ядерного оружия. Новейшая администрация уже уволила 121 тыс. госслужащих и планирует расторгнуть договоры с еще тысячами в различных ведомствах, включая Пентагон и Государственный департамент. Последний, по данным СМИ, также ожидает реорганизация центрального аппарата и закрытие множества дипломатических миссий. 20 марта Трамп подписал указ, фактически прекративший существование Министерства образования. Под нож также попали программы Агентства США по международному развитию (USAID), в том числе гуманитарные проекты в слаборазвитых странах.
К негодованию демократов эти и многие другие направления своей политики Трамп реализует преимущественно при помощи президентских указов. С 20 января он подписал уже 142 указа, обойдя по этому показателю своих предшественников, включая самого себя (за все 4 года своего первого президентства он подписал 220 указов). Критики Трампа считают это злоупотреблением исполнительной властью.
Еще до вступления в должность президента США Трамп начал проводить встречи с мировыми лидерами. Очередь желающих засвидетельствовать свое уважение республиканцу не иссякла и после 20 января. С момента вступления в должность он принял генсека НАТО Марка Рютте и лидеров 13 стран — Великобритании, Израиля, Индии, Иордании, Ирландии, Италии, Норвегии, Польши, Сальвадора, Украины, Финляндии, Франции и Японии (причем израильский лидер встретился с американским президентом дважды).
В первые 100 дней Трамп также успел совершить, правда, внеплановый и крайне непродолжительный, визит в Италию и Ватикан, чтобы посетить похороны папы римского Франциска. Ожидалось, что первая зарубежная поездка президента состоится позже, а выбор падет на Саудовскую Аравию, которую он посещал и в начале своего первого президентского срока.