По словам четырех источников, знакомых с этими дипломатическими усилиями, Израиль активно лоббирует в Соединённых Штатах сохранение «слабой и децентрализованной» Сирии, в том числе путем разрешения РФ сохранять свои военные базы в стране.
Эта лоббистская кампания, по-видимому, в первую очередь направлена на противодействие растущему влиянию Турции в Сирии, сообщает Рейтер.
Обеспокоенность Израиля турецким влиянием
Отношения Израиля с Турцией становятся всё более напряжёнными во время продолжающейся войны в секторе Газа, которая началась после нападения ХАМАС 7 октября 2023 года.
Израильские официальные лица рассказали Вашингтону, что новейшие исламистские правители Сирии, получающие поддержку от Анкары (Турции), представляют потенциальную угрозу для границ Израиля.
Стратегические расчеты
Лоббирование интересов отражает стратегические соображения Израиля в условиях меняющегося сирийского ландшафта. Выступая за сохранение российского военного присутствия, Израиль, по-видимому, стремится уравновесить турецкое влияние в регионе. Такой подход говорит о том, что Израиль считает слабую, децентрализованную Сирию с несколькими конкурирующими державами предпочтительнее, чем страну, в которой потенциально могут доминировать поддерживаемые Турцией исламистские силы.
Недавние военные действия
Израиль уже предпринял прямые военные действия в Сирии, нанеся удары по военным объектам на юге Сирии. Позиция Израиля чётко сформулирована: Тель-Авив заявляет, что «не позволит южному Сирии стать южным Ливаном». — вероятно, имеется в виду обеспокоенность по поводу размещения враждебных сил вблизи её границ, подобно присутствию «Хезболлы» на юге Ливана.
Влияние на сирийцев
Сообщается, что эти военные действия Израиля «раздражают сирийцев и беспокоят новейших лидеров страны», которые и без того сталкиваются с многочисленными кризисами после окончания правления Башара аль-Асада. Это говорит о дополнительных сложностях, которые возникнут в Сирии после ухода Асада.
Такое необычное геополитическое соглашение, при котором Израиль предпочёл бы, чтобы российские военные базы остались в Сирии, подчёркивает сложность и изменчивость союзов на Ближнем Востоке, особенно по мере того, как региональные державы приспосабливаются к изменениям в управлении Сирией.