Количество работающих в РФ кинотеатров по состоянию на 1 апреля 2025 года составило 3,1 тыс., подсчитали в «Яндекс Картах» по запросу РБК. Это на 7% меньше, чем в то же число прошлого года. Но относительно апреля 2023 года, когда отрасль переживала кризис из-за отсутствия масштабных премьер, работающих кинозалов в РФ сегодня на 2,8% больше.
В Москве по состоянию на начало этого апреля работало 209 кинотеатров (около 7% общего количества по стране). За год в столице закрылось 11 точек.
Раньше исследованием рынка кинотеатров занималась компания «Невафильм Research», но последний ее обнародованный отчет относится к 2023 году. По данным «Невафильм Research», с 2003 года (минимум, более поздних данных нет) количество кинотеатров в РФ постоянно росло. Исключением стал 2020 год, начало пандемии, когда несколько месяцев работа кинотеатров была заморожена. Ключевой скачок отрасль совершила в период с 2015 по 2019 год: тогда количество площадок для показа кино выросло практически в 2 раза — с 1,2 тыс. до 2,1 тыс.
Сначала пандемия, а потом «бойкот зарубежных киностудий» привели к серьезному сокращению количества качественных крупных премьер, рассуждает владелец бренда сети кинотеатров «Люмен», член Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Павел Поникаровский. Даже невзирая на субсидирование кинопроизводства в РФ, количество выпускаемых в прокат большущих картин недостаточно для привлечения в кинотеатры необходимого количества зрителей, объясняет эксперт.
Рост количества кинотеатров, зафиксированный в 2024 году, Поникаровский связывает «исключительно с работой федеральной программы», в соответствии с которой на открытие кинозалов в небольших городах Фонд кино предоставлял субсидию. Подавляющее большинство таких кинотеатров — это сельские площадки, открытые в переоборудованных домах культуры и обслуживающие «минимальное количество населения», утверждает эксперт. «В остальном количество коммерческих кинотеатров снижается, поскольку кинобизнес стал практически нерентабельным», — признает Поникаровский.
Тенденция к сокращению количества кинотеатров связана с общей ситуацией на рынке, считает представитель сети «Люксор» Анна Татаренок. Поскольку растут издержки, аренда, стоимость содержания помещений и ремонт оборудования, бизнес вынужден повышать цену билетов. «Не все зрители соглашаются на новейшие условия, отдавая предпочтения другим развлечениям или стримингам, — отмечает Татаренок. — У владельцев бизнеса сегодня на первом месте задача — не потерять текущие активы. В целом кинотеатральная индустрия уже давно нуждается в обновлении, чтобы соответствовать потребностям своей аудитории».
В кинотеатральном бизнесе имеет место сезонность, рассуждает эксперт в сфере культуры Евгений Сафронов: «Некоторые кинотеатры могут приостановить кинопоказ или сократить число залов в не самые прибыльные летние месяцы с целью оптимизации операционных расходов».