«Как по стиральной доске»: Как Курилы пережили рекордное землетрясение

Источник: РБК | Дата: 2 дней назад

Северо-Курильск — город на 2,5 тыс. жителей на севере острова Парамушир Курильской гряды. Его северная оконечность находится в 20 км от южной точки полуострова Камчатка, между ними — остров Шумшу. Город расположен со стороны Курил, которая омывается Тихим океаном. С этой стороны оказался эпицентр землетрясения.

Подземные толчки магнитудой 8,2 балла в городе зафиксировали 30 июля в 10:24 по местному времени. В 10:30 была объявлена тревога из-за опасности цунами и организована эвакуация сотрудников прибрежных предприятий — морского порта, Северо-Курильской базы сейнерного флота и рыбоперерабатывающего завода «Алаид». Всего эвакуировали 310 человек.

«Мы проводили совещание с мэром и начальником управления строительства. Обсуждали нашу уже практически сданную набережную, которую мы очень долго ждали, 2 года. И тут начинается землетрясение, — вспоминает в беседе с РБК первый вице-мэр Северо-Курильска Максим Косоног. — Мы местные, привыкшие. А оно трясет, трясет, трясет, потом начинает трясти сильнее, затем такой резкий толчок, и вот мы уже бежим на улицу. И тут я вспоминаю, что у меня ребенок дома один». Вице-мэр живет недалеко от здания администрации, поэтому смог шустро добраться до дома и забрать дочь. «Все это сопровождалось просто безумным гулом, скрежетом, треском стекла, что-то билось, падало. Стоял очень жуткий гул. Чувствовалась неизвестная, непознанная такая мощь», — говорит он.

В 10:45 в городе включили сирену, предупреждавшую об угрозе цунами, по местному телевидению запустили бегущую строку, в соцсетях начали распространять предупреждения. ДПС организовала посты на двух дорогах, ведущих к морю, чтобы никто не смог попасть в цунамиопасную зону.

В 11:02 муниципальные власти получили телеграмму от Центра цунами Сахалинской области о подходе большущий волны. Она ожидалась в 11:50, но первая волна накрыла прибрежную территорию на 24 минуты раньше, в 11:26.

Из Северо-Курильска жителей не эвакуировали, поскольку он находится в безопасной зоне, рассказал Максим Косоног. Граница населенного пункта расположена более чем на 20 м над уровнем моря — исторически город находился гораздо ниже, но в 1952 цунами практически полностью его смыл, новейшие здания построили выше.

Жителям рекомендовали покинуть дома на время подземных толчков. «Испокон веков повелось, что люди здесь прятались всегда на сопке. Когда еще не было современного оповещения, все бежали на сопку Альперина (это ближайшая возвышенность к городу — РБК). У всех были так называемые тревожные чемоданчики, в которых хранились документы, минимальные медикаменты, питание, консервы, вода, теплые вещи. И люди, давно живущие в Северо-Курильске, с этими рюкзачками по старой памяти побежали на сопку», — рассказывает Косоног.

Жители Северо-Курильска говорят, что никогда не ощущали толчков такой силы, хотя всю жизнь живут в сейсмоопасном регионе. На сопку Альперина в тот день поднялись многие. Шли с детьми, с домашними животными. Сколько людей собралось точно неизвестно. Кто-то говорит, что видел вокруг себя не менее 200 человек, кто-то утверждает, что около тысячи.

На сопке нет укрытий или строений, люди стояли в кустах, наблюдая сверху за приходом воды. Кто-то по своей инициативе привез питьевую воду, хлеб, и раздавал. Похолодало, начался дождь.

Всего прибрежную зону накрыло тремя волнами цунами высотой до 7 м. Корабли, стоящие в порту, одной волной выкинуло на пирс, а следующей — стащило обратно, рассказали моряки. В итоге бетонное покрытие пирса оказалось разбито и усыпано арматурой, лестницами и металлическими обломками, которое подняло и выбросило море.

Суда, стоявшие в порту, разметало и выкинуло на мель, одно перевернулось и утонуло. На въезде в порт стоял КПП, отныне его нет. Машины, которые моряки оставили в порту перед уходом в рейс, разбило и выкинуло волнами за 200 м от берега. Одну из них до сих пор не могут найти. То же самое произошло со всем, что находилось на берегу, включая контейнеры.

Через несколько дней после землетрясения на всем, что находится в порту на расстоянии 200 м от берега, висит морская капуста.

Рыбзавод «Алаид» затопило практически полностью, внутри цехов все было разбито и искорежено. Вода проникла и в помещения Северо-Курильской базы сейнерного флота, но там повреждений меньше.

Волнами разбило и практически достроенную набережную — от стоящего на берегу павильона остался только каркас, с прогулочных дорожек сорвало настилы, из порта туда принесло контейнер. Ее собирались открыть в сентябре, на строительство было выделено 233 млн рублей.

Стоящую чуть дальше от берега цистерну с топливом для дизельной котельной на 1 тыс. т опрокинуло на бок. В ней был минимальный запас топлива, поэтому разлива не произошло, дизель позже откачали.

Моряки, находившиеся в момент землетрясения в море, рассказали корреспонденту РБК, как почувствовали, что судно как будто «прошло по стиральной доске», но ни волн, ни других последствия не было.

В это время местные сотрудники МЧС мониторили береговую линию, помогали эвакуировать детский сад и больницы, работали с жителями города. Во время землетрясения в саду было 47 детей, говорит Максим Косоног: «Повезло, что в это время младшая группа, с которой было бы сложнее всего, готовилась идти на прогулку. Дети были одеты, обуты и построены, собирались выходить гулять. Это, конечно, сыграло на руку при эвакуации».

Спускаться в город с сопки Альперина жители начали в середине дня, когда получили сообщение о том, что в течение часа угроза цунами будет снята.

После основного землетрясения на Курилах начались афтершоки, ученые предупредили, что они возможны еще в течение месяца. В выходные в Северо-Курильске они шли и днем, и ночью и ощущались как вибрация всех поверхностей и всего здания. Многие жители в разговоре с корреспондентом РБК рассказывали, что чувствуют себя некомфортно в помещении и принимают меры предосторожности — не закрывают на ночь двери и спят в одежде, чтобы можно было оперативно выбежать на улицу. Кто-то соорудил домашний сейсмодатчик: налил в стеклянную банку воду и сделал отметки, чтобы по колебаниям отслеживать силу толчков.

Предыдущее землетрясение, сравнимое по силе, произошло 5 ноября 1952 года недалеко от южной оконечности Камчатки. За ним последовал цунами в промежутке от 15 до 40 минут. Наиболее разрушительные последствия оно имело в Северо-Курильске — город, который тогда располагался на побережье, в районе порта, практически полностью смыло. Погибло, по разным оценкам, от 1,2 тыс. до 4 тыс. человек. Такое количество жертв объясняется в том числе тем, что после ухода первой волны люди, спасавшиеся от нее на сопках, спустились вниз, чтобы найти пострадавших и забрать имущество. Однако через 20 минут после первой волны пришла вторая, более разрушительная по силе, которая застала людей врасплох. Материальный ущерб был оценен в 285 млн руб. в ценах 1952 года.

После цунами 1952 года Северо-Курильск перенесли дальше от берега. Сейчас в самом начале города стоит табличка: со стороны моря на ней написано «При землетрясении беги на возвышенность», со стороны города — «Цунамибезопасная зона». Ее поставили на том месте, до которого дошла вода (примерно 1,8 км). У здания администрации Северо-Курильска возведен памятник жертвам того цунами.

Крупнейшее за 70 лет на Курилах землетрясение обошлось без жертв и крупных разрушений. Пока общий ущерб оценить невозможно, заявил РБК первый вице-губернатор Сахалинской области Сергей Байдаков. «Пока нет результатов обследования по несущим конструкциям, а это, как вы догадываетесь, одни из самых дорогих работ. В порту, действительно, есть потери, у кого-то смыло контейнер, у кого-то машину и так далее. Но это в основном частная собственность. Бизнес сегодня сам оценивает свой ущерб», — говорит он.

Он рассказал, что встретился с представителями «Алаида» и «Базы сейнерного флота», у которых «абсолютно позитивный настрой», в том числе и по сохранению рабочих мест. «У «Алаида», правда, более сложная ситуация — волна практически полностью покрыла территорию предприятия. Но вместе с тем мы договорились, что сегодня они оценивают ущерб и готовят предложения. Мы будем однозначно им помогать, поддерживать. Но надо просто понять, что нужно, так как могут быть различные виды помощи», — пояснил Байдаков.

1 августа в Доме культуры Северо-Курильска прошла встреча жителей города с Сергеем Байдаковым и мэром города Александром Овсянниковым. Один из работников «Алаида» спросил о дальнейшей судьбе предприятия. «Просто конкретно сегодня от директора мы не совсем поняли нашу дальнейшую судьбу. Вроде как месяц работаем», — пояснил он.

Байдаков на это ответил, что обсуждал вопрос занятости с руководством обоих рыбопромышленных предприятий. «В любом случае рабочие места сохранятся. Даже если «Алаид» не сможет часть восстановить, свои производства и так далее, то владелец «Базы сейнерного флота» сказал, что мы этих специалистов заберем себе», — добавил он.

«Алаид» не сможет продолжать свою деятельность в ближайшее время, рассказал РБК его генеральный директор Антон Ковалев. Волна цунами накрыла все помещения на высоту 2,5 м. «Полностью вышло из строя электрооборудование, сегодня завод продолжает находиться без электричества, а значит, не может работать. Полностью уничтожена вся тара, все холодильное оборудование. Конвейерные ленты по обработке рыбы полностью уничтожены в цехе красной рыбы, в цехе белой рыбы — частично. Водой разорвало холодильные камеры, хранящаяся там продукция — а это 120 тонн лосося и 1 тонна гребешка — унесена в океан. Полностью пришел в негодность цех по пошиву неводов, там подмыло плиту основания. Уничтожены столярный цех, здание хранения ГСМ. Вся техника, автомобили, краны, была утоплена, многое не подлежит восстановлению», — пояснил он.

Завод — одно из градообразующих предприятий Северо-Курильска. По состоянию на конец 2024 года на заводе «Алаид» работало чуть более 230 человек, указано в базе данных "Спарк". С учетом того, что производство находится в сложной климатической и геофизической зоне, на территории рискованного ведения бизнеса, в ситуации ЧП, компания рассчитывает на помощь в том числе от государства. «Надеемся на внимание к ситуации со стороны региональных властей и правительства РФ», — заявил Ковалев.

Сейчас персонал занимается расчисткой территории. Гендиректор сказал, что определение точных сроков возвращения завода в эксплуатацию возможно только после оценки ущерба.

То, что завод получил серьезные повреждения — факт, но к чему это приведет, пока сказать сложно, говорит президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Максим Козлов. «Я задавал вопрос о каких-то компенсациях, но, насколько я понимаю, пока правительство Сахалинской области говорит о том, что в первую очередь они будут смотреть по [восстановлению] гражданской инфраструктуры», — сказал он РБК.

На Парамушире есть и третье рыбопромышленное предприятие — «Гранис», которое занимается разведением рыбы, а также ведет промысел, рассказал Козлов. У них пострадал рыборазводный завод, а также порвало невода. Но они уже вернулись к своей деятельности и вышли в море.

«Для муниципального района серьезные последствия для этих предприятий — основополагающие, потому что они занимают там ведущее место в экономике, она основывается на их работе», — сказал Козлов, добавив, что, по его мнению, на отрасли это сильно не скажется.

Во время встречи с жителями одна из присутствующих женщин спросила о мерах поддержки предпринимателей, пострадавших от землетрясения и цунами. Байдаков ответил, что мер поддержки в виде прямой выплаты денег нет.

«Что мы можем сделать? Ну, например, возникли вопросы по специалистам по энергетике — помогаем. Возможность подключения к сетям поселковым — помогаем. Может быть какую-то технику, может быть какую-то дорогу и так далее. То есть все возможные меры, которые возможны в границах правового поля, мы окажем», — заверил собравшихся первый вице-губернатор. Он предложил обсудить с бизнесом возможную и необходимую ему помощь.

Среди пострадавших предприятий в Северо-Курильске — продуктовые магазины. Анатолий Андреев владеет пятью торговыми точками в Северо-Курильске. Суммарный ущерб, по его примерной оценке, может составлять от 10 до 15 млн руб. «Алкоголь, потом консервы [разбились]. Там невозможно было, такой запах стоял от алкоголя. Попадало-то все, не только алкоголь. И пиво, и сок, и минеральная вода. А [упавшие] печенье, пряники, чаи, кофе утонули в этом всем. Что в магазине, что на складах — одно и то же», — говорит он. Один из его магазинов — хозяйственный. В нем разбилась продававшаяся посуда, шампуни, другая житейская химия.

«Будем потихонечку закругляться, реализовывать товар как можем. С Нового года начнем закрывать по одному, по другому магазину», — признается он. В качестве возможной помощи от властей после землетрясения Андреев называет налоговые льготы хотя бы на 2 квартала.

Ущерб еще одного одному продовольственному магазинов, «Янтарь», составил несколько миллионов рублей, рассказали корреспонденту РБК там: «Было практически по колено разбитого алкоголя, а на верхних полках стоял элитный дорогой алкоголь. Также рухнула дорогостоящая конвекционная печка, где пекли пирожки». Еще в одном магазине — «Дионисе» — ущерб может составлять около 200 тыс. руб. Пока половина полок в магазине пустует, там ждут подвоза продуктов на теплоходе.

В жилых домах разрушились печные и вентиляционные трубы. Из видимых разрушений — рухнула часть стены здания трансформаторной подстанции, в подъездах многоквартирных домов потрескалась штукатурка. В одном из домов печной стояк упал в квартиру, но никто не пострадал.

Здание больницы в Северо-Курильске после землетрясения оказалось «ограниченно пригодно к эксплуатации», поэтому учреждение развернуло временный госпиталь, рассказал Максим Косоног. По его словам, в понедельник эксперт начнет обследование этого и других зданий, состояние которых вызывает беспокойство. В их числе кроме больницы первый вице-мэр назвал спортивный комплекс. Скорее всего, там «все будет плюс-минус хорошо» и потребуется только небольшой ремонт, оптимистично настроен Косоног. Обследовать надо и центральную котельную, которой уже несколько десятков лет.

У многих жителей Северо-Курильска пострадало личное имущество, сегодня муниципальные власти принимают заявления на финансовую помощь. В администрации предупредили, что компенсацию можно получить за предметы для хранения и приготовления пищи (холодильник, плита, шкаф для посуды), мебель для приема пищи и для сна, средства информирования (телевизор или радио), средства водоснабжения и отопления. Оценкой состояния предметов будет заниматься специальная комиссия, она начнет работу с понедельника. При этом финансовая помощь не будет превышать 50 тыс. руб. на человека или 200 тыс. руб. на семью.

Ко 2 августа было подано уже 30 заявлений и их количество будет расти, рассказал первый вице-мэр Максим Косоног. Среди указанного в заявлениях имущества — телевизоры, микроволновки, плиты.

На обследование всего поврежденного имущества потребуется около двух-трех недель.

Треснувшую штукатурку будет ремонтировать муниципалитет, восстановление повреждений внутри квартир — за жильцами, рассказал на встрече с жителями Сергей Байдаков.

На встрече жители интересовались, будет ли компенсация за утраченные и поврежденные автомобили. Первый вице-губернатор ответил, что автомобилей в списке поврежденного имущества, дающего право на финансовую помощь, нет. «Поэтому за автомобили компенсации не будет», — заключил он.

В Петропавловске-Камчатском, который находится с восточной стороны полуострова, но защищен Авачинской губой, землетрясение ощущалось не менее сильно, чем на Курилах, но последствий меньше. «Дом стал ходить волнами очень сильно, — рассказала корреспонденту РБК администратор одного из хостелов. — Сначала было прикольно, а потом стало очень страшно. У нас никогда такого не было». Гости хостела выбежали наружу, кто-то босиком. «Один человек вышел заспанный и взъерошенный уже после землетрясения и говорит: «А куда я чемодан могу деть?». Я ему говорю: «А вам не страшно из-за землетрясения?». Он отвечает: «Ну я читал, что у вас это нормально», — смеется она.

Еще 1 житель Петропавловска-Камчатского рассказал, что во время землетрясения схватил детей и попытался добраться до дверного проема, в котором полагается пережидать толчки, если нет возможности выбежать на улицу. По его словам, сделать это было крайне сложно, потому что пол под ногами ходил ходуном. «Я даже за стену не мог удержаться, потому что рука отрывалась от стены, так сильно она колебалась, — говорит он. — Это было очень страшно, просто невыносимо».

После этого он отвез детей на дачу и пока не собирается забирать их обратно, так как продолжаются афтершоки. Некоторые его соседи решили временно пожить в машине и не оставаться в здании. Они иногда поднимаются в квартиру что-то взять или помыться, но как можно быстрее возвращаются обратно.

Отдельные подземные толчки на Камчатке люди ощущали примерно за полторы недели до землетрясения. «Когда было самое первое землетрясение, мы сразу с ребятами собрались и обсудили, что делать, вместе с администрацией, чтобы мы не ходили каждый как хочет, а чтобы были вместе, чтобы не паниковали», — говорит сотрудница одного из кафе.

Все собеседники РБК в краевой столице в разговоре напоминали, что живут в сейсмоопасной зоне и знают, что нужно делать. Во время землетрясения в Камчатском краевом онкологическом диспансере шла операция. На видео с камеры наблюдения, которое широко разошлось по сети, видно, что врачи во время самых сильных толчков зафиксировали пациента и все оборудования, а после их окончания продолжили операцию. Одна из врачей, хирург Любовь Цыплакова, рассказала РБК, что никакой паники в бригаде не было. «Мы понимали, что опухоль уже удалена, и надо заканчивать операцию. Все было на стадии завершения, там оставалась работы на полчаса», — пояснила она. По ее словам, все знали, кто и за что отвечает, и сработали «на ура».

По словам Цыплаковой, в диспансере периодически проходят инструктажи по тому, как себя вести в случае чрезвычайных ситуаций. Кроме того, несущие стены там отмечены специальными табличками с надписями «наиболее безопасное место».

В Петропавловске-Камчатском во время землетрясения товары тоже падали с полок магазинов. В ООО «Агротек маркет» — по информации на сайте это крупнейший мясной холдинг Камчатского края — сообщили, что магазины не сильно пострадали. Общий ущерб пяти магазинов там оценили в 30 тыс. руб. В «М.Видео — Эльдорадо» рассказали лишь, что магазины на Камчатке были приведены в порядок за короткое время и в подлинное время работают штатно. «Во время землетрясения никто из сотрудников и клиентов не пострадал», — добавили там.

Источник: РБК