Загрязнение системы охлаждения мотора – довольно распространенная проблема, которая может существенно повлиять на работу всего автомобиля. В каналах двигателя, шлангах и патрубках со временем накапливаются различные отложения, которые ухудшают теплоотвод, вызывают локальные перегревы и негативно влияют на работу маслосъемных колпачков. Зная, как самостоятельно справиться с этой напастью, можно существенно сэкономить на услугах автосервиса. Общественная служба новостей расскажет, как промыть систему охлаждения двигателя.
Правильная подготовка – залог успеха! Прежде чем приступать, нужно убедиться в необходимости процедуры, подобрать нужные инструменты, а также обеспечить все условия для проведения необходимых работ:
1. Промывка системы охлаждения требуется при появлении признаков загрязнения: перегрев двигателя, снижение эффективности печки, изменение цвета охлаждающей жидкости (появления мутности, ржавого оттенка и т. д.), наличие осадка в расширительном бачке. Дополнительными маркерами могут послужить частые поломки термостата или помпы, что связано с абразивным воздействием отложений на подвижные детали.
2. Помимо всех базовых инструментов (ключи, отвёртки и т. д.) потребуется дистиллированная вода (8–10 литров), промывочный состав (кислотный или щелочной, в зависимости от типа загрязнений), новейшая охлаждающая жидкость, герметик (при замене патрубков), фонарик для осмотра труднодоступных узлов. Для старых автомобилей рекомендуется иметь запасные хомуты и прокладки сливных пробок.
3. Автомобиль устанавливается на эстакаду для доступа к нижним элементам. При отсутствии подъемника используются домкраты и страховочные подставки. Поверхность под двигателем обязательно застилается пленкой или картоном. Открывается капот, снимается декоративная накладка (если есть), обеспечивая доступ к радиатору и патрубкам.
4. В зависимости от модели автомобиля, могут потребоваться демонтаж воздушного фильтра, кожуха вентилятора, защитных щитков. Отсоединяются датчики температуры, если они блокируют сливные пробки.
5. Перед сливом двигатель охлаждается до 40–50°C. Откручивается крышка расширительного бачка для выравнивания давления. Сливная пробка радиатора находится в нижнем углу со стороны водителя или пассажира. Подставляется широкая емкость (минимум 5 литров). После откручивания пробки жидкость сливается 10–15 минут. Для полного удаления остатков отсоединяется нижний патрубок радиатора. Слив повторяется для блока цилиндров (пробка расположена near моторном отсеке, часто скрыта под выпускным коллектором).
6. Отработанная жидкость собирается в герметичные контейнеры и в дальнейшем подлежит утилизации. Запрещен слив в канализацию или грунт.
После слива отработанной жидкости, система требует тщательной очистки от накопившихся отложений, ржавчины и всех прочих возможных загрязнений:
1. После слива жидкости демонтируются патрубки. Внутренние стенки шлангов очищаются проволочной щёткой или струей воды под давлением. Радиатор промывается отдельно: снятый с автомобиля, он погружается в ванну с раствором лимонной кислоты (100 г на 1 л воды) на 2–3 часа. Для удаления грязи с внешней поверхности используется мягкая щетка и мыльный раствор.
2. Первая промывка выполняется частичным заполнением системы водой (до 50% объёма). Двигатель запускается на 5 минут, после чего вода сливается. Вторая промывка — полный цикл: вода заливается до максимума, двигатель работает до открытия термостата (обычно 10–15 минут), включается печка на максимальный режим. После слива оценивается цвет воды: при наличии примесей цикл повторяется. Помнимте, что двигатель нельзя держать включенным долго при неполном заполнении — 5 минут достаточно, иначе возможен локальный перегрев.
3. Кислотные составы (например, на основе ортофосфорной кислоты) применяются для удаления ржавчины и минеральных отложений. Щелочные средства эффективны против органических загрязнений и масляных пленок. Состав заливается в систему, двигатель работает 20–40 минут (точное время указано производителем). Важно не превышать время экспозиции: агрессивные компоненты могут повредить алюминиевые детали и резину.
4. При застарелых отложениях используется комбинированный метод: заливка промывочного средства на ночь без запуска двигателя. Утром система промывается водой 3–4 раза. Для труднодоступных участков (рубашка охлаждения блока цилиндров) применяется циркуляционная мойка с помощью специального насоса, подключаемого к патрубкам.
5. После химической обработки система промывается водой 2–3 раза до полного удаления реагентов. Контрольный запуск двигателя на 10 минут с последующим сливом позволяет убедиться в чистоте. При наличии следов пены или изменения цвета воды процедура повторяется.
6. Для ускорения испарения остатков воды снимаются патрубки, открывается крышка радиатора. Компрессором продуваются каналы (давление не более 1 атм). Время сушки — 1–2 часа. В холодном климате важно избегать замерзания остатков воды в системе.
После промывки, система охлаждения должна быть заполнена новой жидкостью, соответствующей техническим требованиям автомобиля.
Охлаждающие жидкости класса G12+ (карбоксилатные) несовместимы с G11 (силикатными). Использование неподходящего типа приводит к гелеобразованию и засорам. Для автомобилей с алюминиевым радиатором нужно использовать составы без силикатов. Концентрат разбавляется водой в пропорции 1:1 для умеренного климата, 2:3 — для холодных регионов.
Обязательно надо проверять герметичность всех соединений, затягиваются хомуты патрубков. Сливные пробки обрабатываются герметиком для предотвращения протечек. Убедитесь, что термостат установлен в правильном положении.
Жидкость старайтесь лить медленно, чтобы избежать образования воздушных пробок. При отсутствии воронки используйте обрезанную пластиковую бутылку. После заполнения бачка запустите двигатель на 5 минут, затем долейте жидкость до нужного уровня.
В некоторых моделях заливка осуществляется непосредственно в радиатор. Помните, что крышку можно открывать только при холодном двигателе. После заполнения радиатора жидкость доливается в расширительный бачок до середины между «MIN» и «MAX».
Для удаления воздушных пробок методом прокачки необходимо:
1. Запустите двигатель, прогрейте до рабочей температуры.
2. Нажмите несколько раз на педаль газа, чтобы увеличить давление в системе.
3. Ослабьте хомут верхнего патрубка радиатора до появления жидкости.
4. На автомобилях с воздухоотводчиками открутите клапаны до приостановления шипения.
Источники:
1. А. Ф. Синельников, Р. А. Синельников. Автохимия. Краткий справочник. Москва, 2012
2. П. Жуков. Уход за автомобилем. Москва, 2009
3. А. Громаковский, Г. Бранихин. Техобслуживание и уход за автомобилем. Как сделать, чтобы машина жила долго. Санкт-Петербург, 2008
Ранее по теме:
Как купить машину без прав
Как проверить автомобиль на ограничения
Как отремонтировать машину по полису ОСАГО
Как отремонтировать машину по гарантии
Как поставить машину на учет в ГИБДД