22 января в ресторане «Афина» в рамках всероссийского фестиваля завтраков BreakFest состоялся литературный завтрак «Сноба», посвященный мифам. Гости мероприятия вместе с приглашенными спикерами обсудили, почему люди до сих пор верят в мифы и как они влияют на нашу жизнь.
Наш мир соткан из мифов. И даже если мы не верим в мифы, мифы верят в нас. Рассказы о богах и героях, духах и первопредках сопровождают человечество на протяжении всей истории. Изначально мифы передавались из уст в уста и были призваны предостеречь людей от разного рода опасностей, ошибок и соблазнов. Со временем притчи стали записывать, так до нас не просто дошли, но и оказали огромное влияние на культуру мифы Древней Греции и Древнего Рима. В начале XX века психолог Карл Юнг создал на их основе свою теорию архетипов, а чуть позже антрополог и психолог Джозеф Кэмпбелл издал работу «Тысячеликий герой», в которой рассматривается путь героя и его трансформации в мировой мифологии. Именно эта книга оказала огромное влияние на режиссера «Звездных войн» Джорджа Лукаса и автора серии романов о Гарри Поттере Джоан Роулинг.
«Везде, где ступала нога человека, всегда и в любых обстоятельствах люди создавали мифы, живое воплощение работы человеческого тела и духа. Не будет преувеличением сказать, что миф — это чудесный канал, по которому оплодотворяют человеческую культуру во всех ее проявлениях неистощимые потоки энергии космоса. Религии, философии, искусства, формы социальной организации первобытного и исторического человека, открытия в науке и технике, и сами сновидения, вспышками врывающиеся в наш сон, — все это зарождается в изначальном, магическом круге мифа, — пишет Джозеф Кэмпбелл в своей работе и чуть ниже добавляет: — Новейшие воплощения Эдипа и персонажи нескончаемой любовной истории Красавицы и Чудовища стоят сегодня на углу Сорок второй улицы и Пятой авеню, ожидая, когда поменяется сигнал светофора».
Разговоры о мифах тоже существовали всегда. Их толковали, об их значении и символах спорили еще древнегреческие философы. Из темных и кровавых историй, какими мифы являются в неадаптированном виде, вышли сказания и сказки. Особенно много и часто о сказках говорят зимой, когда ночи становятся длиннее, а мир в ожидании праздников погружается в особое настроение волшебства и чудес. Вот и новый зимний номер «Сноба» посвящен сказкам. Для него свои истории написали Анна Козлова, Вера Богданова, Майя Кучерская, Александр Цыпкин, Ася Володина и Денис Драгунский. И литературный завтрак стал логичным продолжением темы, заданной еще в декабре.
Поговорить о мифах в мировой истории и культуре гости и спикеры собрались в словно специально созданном для этого месте — ресторане средиземноморской кухни «Афина». До 31 января здесь проходит фестиваль завтраков BreakFest (информационным партнером которого в этом сезоне является «Сноб»), организованный коммуникационным агентством «Аппетитный маркетинг» и гастрономическим порталом «Соль». Мероприятие открыли сооснователь и управляющий партнер агентства «Аппетитный маркетинг» Мария Тюменева, гастрономический журналист, колумнист «Сноба» и основатель проекта «Соль» Иван Глушков и бренд-директор проекта «Сноб» Валерия Тищенко. «„Сноб” всегда был литературоцентричным изданием, но еда тоже наша страсть, поэтому мы решили, что это прекрасная возможность — объединить две любимые нами темы», — отметила Валерия Тищенко.
После вступительного слова организаторов настало время лекции о мифах. Ее провели издатель и заместитель главного редактора издательства «Дом историй» Ирина Рябцова и Дарья Горянина, а также Дарья Бунтина, автор телеграм-канала BuntBooks.
«Чтобы объяснить мир, человеку нужен стержень, основа, ориентир. Так, помимо магии и колдовства в мировой культуре начали появляться мифы. Например, японцы одушевляли весь окружающий мир — в их мифологии есть боги камней, боги деревьев и так далее, огромный пантеон. Когда люди могут объяснить то, что с ними происходит, им становится проще жить», — отметили в начале лекции спикеры.
Поговорив о появлении и становлении мифа, спикеры затронули идею мономифа, истории, которая прослеживается и объединяет все культуры: «Почему мы узнаем одни и те же детали в каждой истории, в книгах и фильмах, и даже в рекламе? Потому что мифы — это скелет всей нашей культуры, на который мы нанизываем необходимые смыслы. Есть такая идея, что мономиф — это в принципе одна и та же повторяющаяся история одного и того же героя, который попадает в разные обстоятельства и проживает определенный ряд приключений и преобразований. Когда мы с Дарьей думали, какие книги нашего издательства мы могли бы привязать к мифам, сначала мы растерялись, потому что в “Доме историй” нет, например, книг про богов, а потом мы поняли, что примерно все наши книжки очень мифологичны, потому что легко связать и Шекспира, и Пушкина, и “Иронию судьбы”, ведь все они используют одни и те же элементы».
Далее разговор зашел о цели миф: «Если взять японские кайданы (традиционные рассказы о встречах со сверхъестественным: привидениями, демонами и ведьмами. — Прим. ред.), их записал Лафкадио Хирна (кстати, первый европеец, получивший японское гражданство) в 1904 году, то все эти истории, они в основном кровавые. И даже если почитать японские сказки, они все основаны не на самых приятных моментах. Возникает вопрос: почему? Потому что цель мифа — научить человека, чего ему следует опасаться и избегать».
Спикеры не обошли вниманием и образ злодея и его трансформацию в современной литературе: «Мне кажется, в нынешнем обществе так популярен образ злодея, потому что для нас он как будто бы более оригинальный. Ведь образ героя дошел до нас более или менее неизменным, в нем присутствуют плюс-минус одни и те же черты. Сколько героев-сирот вы знаете? Мне кажется, они примерно все должны быть сиротами, потому что родители всегда мешают творить героические дела. А герои, они ведь абсолютно все еще гениальные и умные и не обладают никакими подростковыми недостатками. Едва ли не с семи лет они мыслят как 30-летние и для достижения цели готовы пойти буквально на все. И конечно же, они неуязвимы. Вот почему мы так не любим Джеймса Бонда? Потому что знаем, что с ним никогда ничего не случится. И если в хороших произведениях герой всегда выживает по какому-то оригинальному авторскому повороту сюжета, то в плохих так происходит просто потому.
А почему мы так пристрастились герою-злодею? Потому что, наверное, в каждом таком герое хранится безумная злость, которую он вообще-то изливает на своих врагов, но иногда и на своих близких, как и многие из нас, когда очень сердятся. И постепенно образ злодея менялся, чудовища, химеры потихоньку приобретали все более антропоморфные черты, и теперь это просто человек. Сейчас мы можем видеть, что даже в триллерах, которые мы читаем, нет какого-то абсолютного зла, большого злодея, который пришел и совершил что-то ужасное. Как правило, злодеи — это сами герои, которые переросли сами себя и видоизменились в процессе своего путешествия. Поэтому получается, что самое страшное зло хранится внутри нас, в людях. И это тоже большой тренд современной литературы».
Завершили лекцию Ирина и Дарьи небольшим рассказом о том, как мифы живут в современном мире и связывают нас с прошлым: «Есть интересная научная работа о том, кто верит в мифы и почему некоторые народы все еще верят в них. Ведь до сих пор есть люди, племена, которые считают, что все вокруг одушевлено, что душа живет в каждом предмете. Исследователи первобытных культур пытались провести эксперимент, когда европейский ученый старался объяснить мальчику из одного такого племени, что есть бактерии и все можно объяснить с научной точки зрения. Когда мальчик споткнулся и поранился, у него с исследователем завязался диалог:
— Я поранился, потому что так хотели духи. Рана не заживает.
— Рана не заживает, потому что у тебя заражение. Ты землю к ней приложил.
— Нет-нет, я землю приложил, чтобы изгнать духов.
— Но ведь там бактерии.
— Нет-нет, бактерии и есть духи, — ответил мальчик.
В общем, европеец не смог переспорить и убедить мальчика в том, что миф — это вымысел. И тут как раз есть главный вывод, когда говорят, что если есть те, кто верит в миф, для них миф является правдой.
Мы живем в современном развитом мире и сталкиваемся с тем, что миф для нас — это всего лишь часть культуры, литературы, психологии, но я считаю, что миф — это то, что соединяет культуру сквозь века, то, что связывает нас с древними греками, с той уже погибшей цивилизацией Египта, ведь мы соприкасаемся с их историями спустя столько времени. Мифы начали записывать примерно в 200-е годы нашей эры. Только представьте себе, если просто взять все эти цифры и нас, сидящих сейчас здесь, в ресторане “Афина” с потрясающей едой, мы все равно помним мифы Египта, Греции, Рима — помним про них, говорим и используем».
После лекции спикеры и гости, подобно древним грекам, которые были гедонистами не меньше нашего, продолжили беседу в более неформальной обстановке. За круассанами с нутеллой, овсяной кашей с хурмой, сырниками с заварным кремом, приготовленным по японской технологии омлетом торнадо с креветками и другими блюдами из специального меню фестиваля BreakFest собравшиеся обсуждали и мифологию, и любимые книги, и недавно просмотренные фильмы, в том числе «Анору», «Мегаполис» и «Партенопу», сюжеты которых в большей или меньшей степени отсылают зрителей все к тем же мифам. На гаджеты в это время не отвлекался никто. Это ли не лучшее доказательство того, что мифы и легенды продолжают занимать нас не меньше, чем сотни и тысячи лет назад.
Автор: Мария Макуш