Как российских чиновников планировали пересадить на отечественные автомобили

Источник: ТАСС | Дата: 3 дней назад

ТАСС-ДОСЬЕ. 28 января 2025 года президент РФ Владимир Путин в ходе общения с работниками "Автоваза" заявил, что указание об использовании российскими чиновниками отечественных автомобилей есть, однако оно "пока не полностью исполнено".

ТАСС подготовил материал об истории этой инициативы.

Массовый выпуск легковых автомобилей в СССР начался в 1930-е годы после ввода в эксплуатацию Горьковского автомобильного завода. К началу 1950-х годов в стране производились уже все типы автомашин, в том числе представительского класса. Советские чиновники высшего ранга использовали лимузины ЗиС (затем ЗиЛ) различных поколений, ГАЗ-13 и ГАЗ-14 ("Чайка"). Остальная номенклатура, как правило, пользовалась ГАЗ М-20 ("Победа"), а затем "волгами" разных моделей.

После распада Советского Союза российские чиновники из-за технического устаревания машин отечественного производства начали активно пересаживаться на иномарки. Первый президент России Борис Ельцин первоначально пользовался бронированным ЗиЛ-41052 и его модификациями. Но уже в 1994 году в Гараже особого назначения появились Mercedes-Benz S500, изготовленные в Германии по специальному заказу.

В середине 1990-х годов автомобильное производство в РФ оказалось в глубоком кризисе, в связи с чем появились идеи о поддержке российских заводов путем госзакупок. 17 марта 1997 года бывший губернатор Нижегородской области Борис Немцов, сразу после своего назначения на пост первого вице-премьера в правительстве РФ, заявил, что намерен пересадить чиновников на отечественные машины. 31 марта 1997 года по предложению Немцова президент РФ Борис Ельцин подписал распоряжение "О вопросах обеспечения автотранспортом федеральных органов власти". Согласно документу, с 1 апреля 1997 года средства федерального бюджета запрещалось тратить на покупку и аренду легковых автомобилей иностранного производства для обеспечения автотранспортом федеральных органов власти. Также правительству поручалось продать автопарк иномарок с аукциона и "принять необходимые меры по обеспечению улучшения качества выпускаемых отечественной промышленностью легковых автомобилей на основе широкой международной кооперации".

Фактически распоряжение выполнено не было, на российские машины пересели лишь отдельные чиновники. Сам Борис Немцов в качестве личного примера пользовался служебной "волгой". Мэр Москвы Юрий Лужков владел представительским автомобилем "Иван Калита" и предлагал чиновникам использовать "Князь Владимир" (обе модели - модификации "Москвича-2142", выпускавшиеся тогда в столице).

Аукцион по продаже служебных иномарок состоялся 20 июня 1997 года в Люберцах, на нем было продано три машины Audi и Saab, принадлежавшие чиновникам разных рангов, в том числе поврежденный в ДТП Audi министра по сотрудничеству с государствами СНГ Амана Тулеева. Однако дальнейшего развития инициатива не получила. 20 января 1998 года Борис Немцов в интервью газете "Известия" признал, что идея о пересаживании чиновников на отечественные автомобили появилась экспромтом и не была хорошо продуманной.

12 апреля 1999 года президент РФ Борис Ельцин своим указом признал утратившими силу ряд ранее опубликованных актов, в том числе свое распоряжение от 31 марта 1997 года.

В 2000-е годы в ситуации с иномарками был достигнут своеобразный компромисс: в России началось производство машин иностранных марок, в том числе Ford и Volkswagen. При этом законодательно на уровне правительства ограничивали не страну выпуска, а стоимость и мощность машин, закупаемых на бюджетные средства для нужд чиновников.

Впервые о создании в России автомобилей, на которые "в обозримом будущем" с немецких Mercedes-Benz и BMW пересядут президент, премьер-министр и другие высокопоставленные российские госслужащие, сообщил журналистам глава Управления делами президента РФ Владимир Кожин 12 октября 2012 года. Реализация проекта была поручена ФГУП "НАМИ" (Москва), специалисты которого предложили разработать совершенно новую линейку машин. Впоследствии она получила название Aurus.

7 мая 2018 года президент РФ Владимир Путин впервые приехал на свою инаугурацию на лимузине Aurus Senat.

С 2019 года Aurus используются при проведении парадов Победы, а также в кортеже премьер-министра РФ.

Серийный выпуск лимузинов Aurus начался в 2021 году в Елабуге (Татарстан). В том же году эти машины вошли в кортежи всех членов правительства РФ. Впоследствии на эти машины пересели спикеры обеих палат Федерального собрания, руководители некоторых госкорпораций и регионов.

В июне 2022 года в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) министр финансов Антон Силуанов заявил, что государство в условиях санкционного давления обеспечит работу предприятий, но не будет искусственно их стимулировать. По его словам, за автомобили заплатят из бюджета, только если придется пересадить на них чиновников. После этого в ряде СМИ вышли публикации о том, что Силуанов предложил пересадить чиновников на "лады", однако пресс-служба министерства заявила, что это было лишь предположением.

В ходе следующего ПМЭФ, в июне 2023 года Антон Силуанов осмотрел новинку "Автоваза" - бизнес-седан Lada Aura (разработан на базе Vesta) и в разговоре с ТАСС назвал ее хорошим автомобилем.

11 июля 2023 года, выступая в Госдуме, Антон Силуанов заявил, что Минфин готов закупить для нужд ведомства российские автомобили. Спикер Госдумы Вячеслав Володин после этого обратился к депутатам с предложением пересесть на отечественные машины.

3 августа 2023 года президент РФ Владимир Путин на встрече с руководителями предприятий обрабатывающей промышленности заявил, что российские чиновники должны ездить на отечественных автомобилях. По итогам встречи глава государства подписал поручение правительству принять меры, направленные на приоритетное использование чиновниками в служебных целях российских высоколокализованных автомобилей.

11 сентября 2023 года представители фракции "Новые люди" в Госдуме Владислав Даванков и Олег Леонов внесли законопроект о запрета на закупку, аренду и лизинг иностранных легковых автомобилей для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Документ получил отрицательный отзыв от правительства и до рассмотрения в первом чтении не дошел.

25 октября 2023 года было опубликовано письмо Минпромторга РФ с перечнем автомобилей, которые рекомендованы для приоритетного использования государственными и муниципальными служащими в служебных целях. В него вошли автомобили отечественных марок, а также некоторые модели иностранных брендов, которые собирают в России. В настоящее время в него входят 40 моделей автомобилей 14 брендов: Lada, Aurus, "Москвич", УАЗ, ГАЗ, "Соллерс", Evolute, Haval, Xcite, Kaiyi, Baic, "Амберавто", SWM и Citroen калужской сборки.

9 октября 2024 года "Автоваз" запустил в серийное производство Lada Aura. 17 машин этой модели в конце декабря 2024 года поступили в пользование Госдумы: на них пересели ряд председателей комитетов и комиссий нижней палаты парламента. 

Источник: ТАСС