4 мая президент США Трамп в интервью телеканалу NBC порассуждал о том, кто может возглавить страну после него. Начал Трамп с того, что отметил: невзирая на призывы многих последователей, он не рассматривает возможность выдвижения на третий срок. Однако политик признал, что Trump Organization продает кепки с надписью «Трамп 2028», а его советники предложили несколько способов обойти конституционные ограничения.
22-я поправка к Конституции США, ратифицированная в 1951 году, гласит: «Ни одно лицо не может быть избрано на должность президента более чем 2 раза, и ни одно лицо, если оно занимало должность президента либо исполняло обязанности президента в течение более двух лет, замещая лицо, избранное президентом, не может быть избрано на должность президента более одного раза».
Один из подготовленных командой 47-го президента США сценариев предполагает выдвижение Трампа на пост вице-президента в тандеме с Джей Ди Вэнсом; в случае победы Вэнс уходит в отставку, уступая президентское кресло Трампу. Конституция США не позволяет баллотироваться в вице-президенты лицу, которое не имеет права потенциально быть президентом. Другой вариант — призвать сторонников Республиканской партии вручную вписывать имя Трампа в бюллетени. Хотя такая практика довольно распространена, лишь в девяти штатах (Алабама, Айова, Вайоминг, Вермонт, Нью-Гэмпшир, Нью-Джерси, Пенсильвания, Род-Айленд, Южная Каролина) в бюллетени может быть вписан любой человек. В других штатах такие голоса либо не засчитают, либо для их зачета необходимо формально зарегистрироваться в качестве кандидата в президенты США.
«Я буду президентом 8 лет, на 2 срока. Я всегда считал, что это очень важно, — продолжил Трамп. — Я хочу провести 4 прекрасных года и передать его (президентский пост. — РБК) кому-то, в идеале — великому республиканцу, чтобы он продолжил дело». Отметив, что для подобных обсуждений еще «слишком рано», президент все же назвал имена своих возможных преемников в качестве главы Республиканской партии и лидера «величайшего» движения «Сделаем Америку вновь великой» (Make America Great Again, MAGA).
Один из претендентов, явно, действующий вице-президент США Джей Ди Вэнс. Невзирая на падение его рейтингов поддержки (которым он сам лично, впрочем, не доверяет), Вэнс — одна из наиболее заметных фигур в новой администрации. Он запомнился разгромной речью на Мюнхенской конференции по безопасности, перепалкой с президентом Украины Владимиром Зеленским в Белом доме и скандальным визитом в Гренландию. При этом Вэнс пытается снискать опору среди консервативно настроенных католиков. 28 февраля он выступил на Национальном молитвенном завтраке, где выразил недоумение по поводу критики папой римским иммиграционной политики новой администрации; он также стал последним политиком, с которым папа Франциск встречался при жизни.
Однако, говоря о возможных продолжателях MAGA, сначала американский президент назвал другое имя — госсекретаря Марко Рубио. Позже, когда речь зашла непосредственно о возможных кандидатах от Республиканской партии в 2028 году, Трамп сказал, что у вице-президента, как правило, есть превосходство на праймериз. «Но я верю, что все остальные тоже будут иметь невероятно сильные позиции. Возможно, кто-то бросит ему вызов. У нас в партии много хороших претендентов», — отметил он.
Марко Рубио родился 28 мая 1971 года в семье кубинских иммигрантов во Флориде, там же начал свою политическую карьеру. В 2010 году был избран сенатором от Флориды, состоял в комитетах по разведке и международным отношениям. В конгрессе был одним из главных «ястребов» в отношении Китая, а также призывал к смене режимов на Кубе и в Венесуэле.
В 2016 году Рубио баллотировался на пост президента США, став одним из конкурентов Трампа в борьбе за выдвижение от Республиканской партии. Во время праймериз кандидаты нередко обменивались колкостями и оскорблениями: сенатор назвал бизнесмена мошенником, а тот в ответ обозвал его быдлом. Политики также спорили, кто из них больше нервничает и потеет во время дебатов. Однако затем Рубио стал лояльным сторонником Трампа и был приглашен в его новейшую администрацию. 20 января 2025 года он был единогласно утвержден сенатом в качестве госсекретаря США, став первым латиноамериканцем на этой должности.
Несколькими днями ранее NBC News отметило стремительны взлет политической карьеры Рубио, который еще недавно рисковал оказаться в тени спецпосланников президента США — Кита Келлога и особенно Стива Уиткоффа, которому поручили сразу несколько направлений (Российская Федерация , палестино-израильский конфликт и ядерные переговоры с Ираном). Однако в последние недели его влияние в Белом доме и Республиканской партии значительно возросло: госсекретарь стал одним из главных приближенных президента, зачастил в Западное крыло и стал регулярно встречаться с ключевыми членами движения MAGA. Reuters пишет, что Трамп проникся большим доверием к своему госсекретарю, поскольку тот выполняет любые поручения, которые дает ему президент.
Помимо Госдепартамента, Рубио возглавил Агентство США по международному развитию (United States Agency for International Development, USAID) и Национальное управление архивов и документации. Однако наиболее значимым стало его назначение советником по национальной безопасности вместо Майка Уолтца (сейчас выдвинут на должность постоянного представителя США при ООН). Отставку последнего СМИ связывают со скандалом вокруг переписки в Signal, посвященной операции против йеменских хуситов, куда по ошибке добавили редактора The Atlantic, и с откровенно произраильской позицией Уолтца.
Вэнс утверждает, что Уолтца повысили, а не наказали, однако Рубио стал первым после Генри Киссинджера американским политиком, занимающим одновременно посты госсекретаря и советника по национальной безопасности. А по суммарному числу должностей он уже превзошел не только Киссинджера, но и китайского лидера Си Цзиньпина — у того их всего три, отмечает New York Times, назвавшая Рубио «министром всего».
Еще в марте некоммерческая организация «Граждане за ответственность и этику в Вашингтоне» (Citizens for Responsibility and Ethics in Washington, CREW) выразила обеспокоенность конфликтом интересов: как главный архивариус США Рубио должен следить за тем, чтобы другие общефедеральные агентства, в том числе те два, которые он также возглавляет, сохраняли и передавали в архивы все записи и документы. С его назначением на должность советника по нацбезопасности этот конфликт рискует усугубиться, отмечает NYT. Впрочем, по словам Трампа, Рубио ненадолго сохранит эту должность. «Марко очень занят другими делами, так что он не собирается оставаться на этом посту надолго. Мы собираемся назначить туда кого-нибудь другого», — сказал президент в интервью NBC.
За свое первое президентство Трамп сменил двух государственных секретарей и четырех советников по нацбезопасности (без учета врио). Своего первого госсекретаря Рекса Тиллерсона он уволил в 2018 году, даже заранее не предупредив. Трамп объяснил свое решение отсутствием «химии», но, по слухам, причиной стало то, что Тиллерсон назвал Трампа придурком. Сменивший его Майк Помпео возглавлял Госдепартамент до конца срока Трампа, но в новейшую администрацию республиканца он не вошел.
По отношению к своим советникам по нацбезопасности Трамп еще более требователен и жесток. Первый, Майкл Флинн, был отправлен в отставку спустя 22 дня после назначения — из-за всплывшей информации о его беседах с послом РФ Сергеем Кисляком. Герберт Макмастер продержался чуть больше года и был уволен после слов о «неопровержимом» вмешательстве РФ в выборы 2016 года. Следующий советник, Джон Болтон, пробыл на этом посту около полутора лет, но тоже покинул должность из-за фундаментальных разногласий о подходах к Ирану, Северной Корее и Афганистану. Трамп написал в Twitter, что уволил Болтона, но тот утверждал, что ушел в отставку по собственному желанию.